Введение QR-кодов на транспорте оформят законами
Правительство 12 ноября внесло в Госдуму два законопроекта, которые призваны остановить развитие пандемии путем создания коллективного иммунитета. Они могут быть приняты уже в декабре. Россиян ждет массовое введение QR-кодов для посещения общественных мест и поездок на транспорте.
Первый законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”» предполагает, что с 1 февраля по 1 июня 2022 года граждане смогут посещать массовые мероприятия, культурные учреждения, объекты общественного питания и розничной торговли только с предъявлением:
- либо QR-кода о прививке;
- либо документа, подтверждающего, что человек переболел коронавирусом;
- либо медицинского отвода от вакцинации.
QR-коды не будут действовать без паспорта, проверять их сможет любое лицо «осуществляющее пропуск граждан» на объект.
До 1 февраля при отсутствии у человека необходимых документов он сможет предъявлять отрицательный ПЦР-тест. Но после этой даты такая возможность будет только у граждан с медотводом.
Решение об использовании QR-кодов и перечне объектов, где они потребуются, будут принимать региональные власти.
По-прежнему ничего не нужно будет предъявлять при посещении аптек, организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости.
Нормы закона будут действовать до 1 июня 2022 года. К этому моменту предполагается достичь уровня коллективного иммунитета в 80% от взрослого населения, сообщила на брифинге заместитель председателя правительства Татьяна Голикова. Сейчас он, с учетом переболевших, не превышает 50%.
Еще один законопроект «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”» регулирует порядок использования QR-кодов на железнодорожном и авиатранспорте. Речь идет о междугородных и международных перевозках.
Пассажиры обязаны будут предъявлять те же документы, что указаны выше.
В отличие от первого законопроекта, во втором правительству еще только предстоит установить время переходного периода, до истечения которого в поездах и самолетах вместо QR-кода можно будет предъявить отрицательный ПЦР-тест. Срок, в течение которого ПЦР-тест считается действительным, установит руководитель Роспотребнадзора. Причем QR-код или другие документы потребуются как для посадки в поезд или самолет, так и для покупки билетов.
Россияне, возвращающиеся в страну из-за рубежа, должны будут предъявить один из документов: QR-код о вакцинации, справку о перенесенном ковиде или о медотводе, отрицательный ПЦР-тест
До даты, которую своим нормативным актом установит правительство, будет достаточно отрицательного результата ПЦР-теста. Такое же исследование потребуется гражданину иностранного государства при оказании ему услуг железнодорожного или авиационного транспорта.
«Аэрофлот» заявил о технической готовности к нововведению, связанному с необходимостью проверки дополнительных документов. Министр транспорта Виталий Савельев также сообщил, что не ожидает негативных последствий из-за проверки QR-кодов, которые в следующем году потребуются для приобретения авиа- и железнодорожных билетов.
Однако в целом позиция авиасообщества не столь однозначна. Так, представитель «Победы» в начале ноября сообщал, что компания поддерживает запрет на регистрацию и полет без QR-кода, но возражает против требования QR-кода для покупки авиабилета.
В S7 Airlines опасаются, что запуск кодов при продаже авиабилетов приведет к падению пассажиропотока на внутренних авиалиниях на 50%. Правительство, похоже, готово к издержкам: как следует из пояснительной записки к законопроекту, планируется выделить дополнительные средства из федерального бюджета для компенсации выпадающих доходов перевозчиков за возврат билетов.
Перевозчики опасаются также, что зарубежные агрегаторы смогут по-прежнему вести продажи без QR-кодов: они находятся в другом правовом поле и не обязаны подчиняться нашим законам, что автоматически ослабит позиции российских авиакомпаний.
По словам основателя и генерального директора компании «Аэроклуб» Дениса Матюхина, Союз агентств делового туризма (САД) поддерживает саму идею введения QR-кодов на транспорте, но призывает власти подойти к внедрению новшества взвешенно.
«Интеграция авиакомпании, агентства делового туризма или OTA с базами данных для автоматической проверки корректности QR-кодов уже на этапе онлайн-бронирования – это сложная с технологической точки зрения процедура, – говорит он. – Поэтому важно, чтобы у основных участников отрасли было достаточно времени для разработки регламентов и подготовки технологической базы, которая обеспечила бы корректную и бесперебойную работу решения на всех этапах».
Денис Матюхин указал также на ряд вопросов, на которые пока нет ответов. Например, возможность заблаговременного приобретения авиабилета пассажиром без QR-кода. Даже для индустрии делового туризма средняя глубина бронирования составляет 25 дней – срок, достаточный для прохождения полного курса вакцинации двухкомпонентной вакциной. Для сегмента массового туризма, по словам эксперта, этот показатель будет еще выше. В Союзе агентств делового туризма считают нецелесообразным лишать пассажира возможности приобрести билет заранее и пройти за этот период вакцинацию, а авиакомпанию – возможности планировать загрузку рейса.
Нет единого мнения по поводу законопроектов и в Госдуме, где они будут рассматриваться уже сегодня. Депутаты «Справедливой России» законопроекты не поддержат. Об этом сообщил председатель партии Сергей Миронов. У членов фракции КПРФ инициатива правительства по использованию QR-кодов в магазинах и на транспорте также вызывает большие вопросы, однако свою официальную позицию фракция представит на этой неделе.
Светлана Ставцева, RATA-news