Свет в конце тоннеля: туристическая отрасль в России начала выходить из кризиса
2020 год стал катастрофическим для туризма во всем мире. Профессионалы российского турбизнеса по-разному оценивают масштаб ущерба от пандемии, но все солидарны в том, что он огромен, причем не только финансовый, но и моральный. Однако в первые месяцы 2021 года ситуация начала улучшаться. Все участники пленарной сессии «Туризм в постковидной реальности», прошедшей вчера в рамках выставки MITT, говорили о том, что видят признаки выхода из кризиса.
Участники сессии разошлись в оценке ущерба для отрасли. Гендиректор «TUI Россия» Тарас Демура сообщил, что в 2020 году компания отправила примерно четверть запланированного объема и потеряла порядка 70% дохода, хотя финансовый результат года оказался не настолько плохим благодаря сокращению расходов. По его данным, с рынка ушли 30% турагентств. «При этом сейчас мы видим, что ряд агентств, которые выстояли, продают даже больше, чем раньше. Но в целом их стало меньше», – добавил он.
Генеральный директор «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов оценил падение российского турбизнеса из-за ковида на 50%. Но сейчас, по его словам, рынок уже начал восстанавливаться, появился эффект отложенного спроса.
«Наши флагманские направления – Мальдивы, ОАЭ – открылись в числе первых, и мы сконцентрировались на том, что хорошо знаем, и где у нас есть хорошие контракты. Российский рынок впервые стал номером один для очень недешевых Мальдивских островов. В Дубае россиян очень много. Мы видим, что в этом сегменте у нас растет спрос, причем даже на долгие поездки, когда туристы уезжают на зиму. Отели тоже идут навстречу, предлагая специальные цены на проживание в течение месяца и больше», – рассказал г-н Арутюнов. По его словам, за первые три месяца года компания наверстала все, что потеряла в 2020 году.
Генеральный директор «Слетать.ру» Андрей Вершинин считает главной проблемой 2020 года потерю туризмом привлекательности для многих инвесторов. «На протяжении долгого времени туризм был на пике инвестиционного интереса во всем мире. Пандемия нанесла колоссальный удар по вере в будущее туризма. Сейчас отрасль начала оживать и достаточно активно, но должно пройти еще три года, прежде чем те, кто работал на рынке, забудут о том, с чем они столкнулись в 2020 году. Для небольших агентств и туроператоров март-апрель 2020 года были катастрофическими и финансово, и морально. Были большие сокращения, увольняли людей, которых долгие годы набирали и обучали. Вот это для меня самое важное – как вернуть доверие к отрасли. И инвесторов, и тех, кто в ней работал – менеджеров агентств и туроператоров», – сказал он.
По словам эксперта, сейчас, несмотря на то, что рынок оживает, люди с трудом открывают новые агентства. Особенно если раньше они уже работали в туризме.
Г-н Демура с коллегой не согласился. По его мнению, как раз сейчас туризм очень привлекателен для инвесторов, так как ценные активы можно купить дешево. «Рано или поздно индустрия восстановится, сейчас и надо инвестировать – и в хорошие локации по аренде, и в качественный персонал с точки зрения человеческого капитала», – подчеркнул он.
Управляющий гостиничной сетью Accor Russia, Georgia, Ukraine & CIS Алексис Деларофф тоже считает результаты 2020 года противоречивыми. «В прошлом году мы подписали больше всего договоров на новые отели за 15 лет работы. И это показывает, что туризм далеко не умер и он меняется. Думаю, часть бизнес-туризма мы навсегда потеряли – это традиционные поездки ради встреч с партнерами, так как все можно сделать через zoom. Но мы видим сильный тренд, что leisure-туризм только ждет искры, разрешения, и он вернется со страшной силой. Если говорить о России, 2021 год начался очень хорошо и для направлений бизнес-туризма, и leisure. Мы видим, что Сочи работает на пределе возможностей. И Сочи не конкурирует с Турцией, с ней будет конкурировать Анапа, так как это тоже all inclusive», – сказал эксперт.
По его словам, в новогодние каникулы российские гостиницы были забиты по всем направлениям, кроме Санкт-Петербурга. «Гостиницы в Москве работали с загрузкой 80% в среднем, а у нас их в городе 20. В Екатеринбурге загрузка была 100%, я еле нашел номер у себя в отеле. 14 и 23 февраля, 8 марта все городские гостиницы, которые предоставляют что-то большее, чем bad&breakfast, были заполнены. Мы видим огромный спрос на загородный отдых или в пределах 50 км от крупных городов. И это не только Москва и Петербург, это Екатеринбург, Тюмень, Калининград, Иркутск. Нет худа без добра, для внутреннего туризма это просто здорово», – считает г-н Деларофф.
Он подчеркнул, что сильно вырос трафик через прямые системы бронирования отелей: «Все больше броней идет через онлайн, причем доля лояльных гостей, которые проживали в наших гостиницах, тоже сильно увеличилась, и они бронируют напрямую».
Тарас Демура подтвердил, что пандемия дала карт-бланш для развития внутреннего туризма. «Даже у TUI, который всего два года занимается Россией, в 2020 году объем вырос в пять раз. В этом году, по планам, объем продаж уже в 16 раз превысит показатели 2019-го. Мы хотим отвезти, может быть, даже около миллиона туристов по России. Для нас это большой объем, учитывая, что мы были сфокусированы на зарубежный туризм», – сказал он.
Правда, как напоминает эксперт, очень важно, чтобы российские регионы хотя бы отчасти вложили полученные в результате скачка спроса средства в развитие инфраструктуры и сервиса.
По словам г-на Демуры, компания готова по аналогии с бурятскими программами поставить чартеры в 20 городов России, как только будет принят закон о субсидировании чартерной перевозки туроператорам.
Ирина Сафронова, специально для RATA-news