На фоне антиковидных инициатив новогодний спрос крайне уязвим и осторожен
По данным сервиса «Туту.ру», больше всего на новогодние даты продано авиабилетов из Москвы в Сочи. Доля этого маршрута выросла с 4,7% до 5,9% за два года. На втором месте по популярности направление Москва – Симферополь, его сопоставима с лидером рейтинга и составляет 5,6%. Следующий по востребованности маршрут – Москва – Калининград.
В топ-10 самых популярных внутренних авианаправлений на новогодние праздники вошли также Москва – Минеральные Воды, Москва – Краснодар, Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Краснодар, Москва – Мурманск, Москва – Екатеринбург и Москва – Уфа.
Сервис анализировал билеты, оформленные на рейсы с вылетом 28 декабря – 9 января. Наиболее востребованы даты 28-30 декабря, суммарно на эти три дня приходится около 38% бронирований за весь период с 25 декабря по 10 января, хотя нерабочие дни начинаются 31 декабря.
Туроператоры считают, что пока рано судить о реальном спросе на новогодние каникулы. Интерес, несомненно, есть, но на фоне последних антиковидных инициатив он крайне уязвим и осторожен.
Напомним, 12 ноября в Госдуму были внесены законопроекты, регламентирующие использование QR-кодов о вакцинации и перенесенном заболевании в общественных местах, поездах и самолетах. Коды будут действовать и при покупке билетов.
Меры начнут действовать с 1 февраля 2022 года, но, как говорят туроператоры, негативные новости уже сильно ударили по спросу. «В прошлом году в ноябре новогодние продажи шли уже полным ходом, а в этот раз вся предыдущая неделя прошла очень тихо. Очевидно, что туристы заняли выжидательную позицию. Но постепенно оживают, уже эта неделя идет гораздо бодрее», – говорит директор по стратегическому развитию компании «Мультитур» Маргарита Назарова.
В «Интуристе» фиксируют переориентацию туристов на зарубежные направления, хотя там тоже есть ограничения и свои проблемы. «Тем не менее, у туристов есть выбор, и сейчас основная доля продаж на высокие даты с 20-х чисел декабря по 15 января смещается в сторону зарубежных туров», – говорит директор по связям с общественностью оператора Дарья Домостроева.
По России в «Интуристе» традиционно востребован Сочи, в том числе горный кластер, который уже практически заполнен. На эти направления придется главный объем продаж компании, но с существенным отставанием от прошлогоднего уровня. Следом идут Крым, Санкт-Петербург, а также Кавминводы, весь год пользующиеся стабильным спросом.
«Хорошо также продается Калининград, мы не видим по нему отставания от прошлого года. Растет и Петербург, что, правда, неудивительно на фоне прошлогодней катастрофической ситуации из-за неожиданно введенных ограничений накануне новогодних праздников», – рассказала Дарья Домостроева.
В компании «Алеан» также зафиксировали резкое замедление активности со стороны туристов. Больше всего клиенты беспокоятся по поводу возврата средств в случае новых ограничений. Авиакомпаниям разрешено реализовывать авиабилеты по невозвратным тарифам, и эту модель активно копируют гостиницы, что противоречит законодательству. Многие отели, особенно в новогодние даты, в период пиковой загрузки, пытаются транслировать невозвратные тарифы для туристов. И это многих беспокоит.
«Ситуация в целом неустойчивая, – говорит коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах. – Отели горного кластера в Сочи уже к концу октября обеспечили себе полную новогоднюю загрузку, а потом пошли аннуляции. Места есть сейчас практически на всех курортах и во всех отелях, может, за исключением, коттеджей в Подмосковье и Центральной России, которые пользуются огромным спросом на Новый год. Очень хорошая глубина продаж также по Кавминводам, где уже в ряде санаториев есть проблемы с местами».
По словам г-жи Булах, объем продаж Кавминвод на новогодний период вырос более чем на треть. «Те, кто туда ездил, уже привыкли к ограничениям, а новых на курорте не вводилось. Спрос на Краснодарский край тоже не сильно снизился, потому что здесь раньше других регионов ввели требование ПЦР-тестов при заселении», – пояснила она.
Хорошо бронируются также новогодний Калининград, Крым, неплохо идет Казань. «А вот Карелия, которая у нас прошлый год входила в топ-5, на этот раз сильно просела. Очень грустная картина с экскурсионными турами, на которых тяжело сказались уже введенные ограничения при посещении музеев и достопримечательностей», – сказала Оксана Булах.
В любом случае, по словам экспертов, отказываться от новогоднего отдыха внутри России туристы точно не собираются. «Прирост минимальный по сравнению с прошлым годом, не более 10%, но мы чувствуем потенциально высокий спрос. Люди устали от изоляции, хотят ездить, и, если не будет очередных плохих новостей, ситуация стабилизируется», – полагает г-жа Булах.
С коллегой согласна Маргарита Назарова. «Этому отчасти способствует нормальный ценник. Никто, за исключением, подмосковных коттеджей, особенно не задирает, – говорит она. – У нас по продажам лидирует Краснодарский край – Анапа, Сочи, Красная Поляна. В Анапе востребованы отели с хорошей инфраструктурой и спа. В Крыму продается, прежде всего, Ялта, чуть хуже Алушта. Дальше идут Подмосковье, а также близлежащие области, в том числе Селигер, где у нас есть свой отель. Он на праздники уже заполнен».
По оценкам Маргариты Назаровой, отели Краснодарского края на новогодние праздники сейчас заполнены на 50%, Красной Поляны – на 80%. В Крыму загрузка составляет 60%, хотя непосредственно на новогоднюю ночь вряд ли превышает 35-40%.
Светлана Ставцева, RATA-news