Новогодние каникулы прошли для мурманских операторов скромнее ожиданий
Турпоток в Мурманскую область в новогодние каникулы превысил 75 тыс. человек, что почти вдвое больше, чем годом ранее, сообщил губернатор Андрей Чибис. Всего по итогам 2021 года регион посетили около 450 тыс. туристов.
Как отметил председатель областного комитета по туризму Александр Елисеев, популярностью в новогодние праздники пользовались горнолыжные трассы региона, там побывало 35 тысяч гостей. Самым посещаемым стал горнолыжный курорт Большой Вудъявр в Хибинах, он принял 24 тысячи отдыхающих. «Снежную деревню» посетили 13 тысяч гостей, «Таинственный лес» – 11 тысяч.
Однако местные туроператоры не могут похвастаться большим потоком на новогодние праздники, хотя россияне, по их словам, ехали охотно не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из Ярославля, Новгорода, Крыма, даже Сочи.
По словам директора по продвижению компании «Лаппи Тур» Елены Волковой, праздники получились насыщенными, напряженными, но туристов было все-таки меньше, чем ожидалось. «У нас были группы из Турции и россияне. С иностранцами было немало проблем из-за необходимости делать ПЦР-тесты, так как отели Мурманска их национальные сертификаты не признают. В итоге нам даже приходилось просить медучреждения продлить сроки работы, иначе мы не успевали. Все это неудобно, не говоря уже о том, что мы были вынуждены брать с туристов дополнительные деньги», – рассказала она RATA-news.
Директор компании «Радуга Севера» Елена Медведева полагает, что если в области и увеличился поток, то только за счет самостоятельных туристов. «В предыдущие новогодние каникулы к нам ехало много групп, а в этот раз в основном индивидуалы. Причем, индивидуальные туристы тоже ничего не бронируют заранее, а просто приходят к нам за экскурсиями буквально день в день», – заметила она.
Эксперт полагает, что основной поток самостоятельных туристов достался гидам «с улицы». По ее словам, с ростом туристической популярности Заполярья на рынке возникло огромное количество желающих на этом заработать. На приеме в Мурманске сейчас работает не менее 240 компаний, хотя официально турфирмами является не более 50. «Левые компании предлагают низкие цены, некачественные автобусы. А если к ним приходят с проверкой, то руководители всерьез уверяют, что возят вовсе не туристов, а друзей и родственников», – пояснила г-жа Медведева.
Все это плохо отражается на имидже Мурманска, поэтому туроператоры выступают сейчас за создание унифицированного брендового тура на качественных автобусах с соблюдением всех мер безопасности. «Это должен быть сборный маршрут по основным достопримечательностям региона, который будут грузить все туроператоры. Программа с четкими датами и квалифицированными гидами. Она должна быть хорошо разрекламирована и известна гостям Заполярья. И здесь нам без помощи областного комитета по туризму не справиться», – говорит собеседница.
Директор компании «Визит Мурманск» Олег Теребенин подтвердил хорошую загрузку отелей и баз, однако, как он ранее объяснял RATA-news еще накануне новогодних каникул, значительная часть их постояльцев – деловые туристы, сотрудники фирм, инженеры, так как в области сейчас реализуется несколько крупных проектов.
«Не знаю, о каком двойном росте турпотока на каникулах идет речь. На рынке, скорее, двойное падение. Мы в своей компании за эти каникулы обслужили на 90% туристов меньше, чем в 2019 году. У всех коллег стоят без работы и большие, и маленькие автобусы. Есть только эпизодические заказы, экскурсии. Возможно, рост идет за счет командировочных. В любом случае, статистика пока кривая, не научились еще правильно считать именно туристов», – говорит он.
Основные надежды эксперт связывает с открытием границ и возвращением иностранных гостей. Елена Волкова также говорит о надеждах на лето, так как интерес за рубежом к поездкам в Мурманскую область есть: «На весну и лето были активные запросы из Европы. Правда, сейчас некоторые заказы отменяются из-за ухудшения ситуации в их странах».
Несмотря на нехватку туристов, в начавшемся недавно очередном этапе программы кэшбэка участвуют единичные компании. Как нам удалось выяснить, большинство мурманских туроператоров отказываются. Причины разные: неуверенность в эффективности, нежелание тратить дополнительные средства на подготовку, заниматься техническим апгрейдом и пр. Но в конце прошлого года заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова сообщила, что руководство региона планирует запустить свою, региональную программу туристического кэшбэка по аналогии с той, что существует на федеральном уровне – для местных туристов.
Светлана Ставцева, RATA-news