Travelport с 18 января

Мурманские гостиницы полностью загружены, но не обязательно туристами

С 30 октября в Мурманской области для заселения в гостиницы, а также посещения кафе и ресторанов требуется QR-код или справка о перенесенном заболевании. Тем не менее, средства размещения в нерабочую неделю забронированы полностью или почти полностью.

По данным сервиса Booking.com, в селе Териберка Мурманской области на побережье Баренцева моря, которое обрело славу после фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», свободных мест нет. В Кировске, где расположены горнолыжные курорты Хибинских гор, занято 78% номеров в гостиницах, хостелах и апартаментах. Непосредственно в Мурманске занято 94% средств размещения.

Местные туроператоры подтвердили RATA-news хорошую загрузку отелей и баз, однако далеко не все они заняты именно туристами. Как заметил директор компании «Визит Мурманск» Олег Теребенин, на туристов в отелях приходится в лучшем случае 30%. «Основная публика – деловые туристы, сотрудники фирм, инженеры, так как в области сейчас реализуется несколько крупных проектов», – говорит он.

С коллегой согласна директор компании «Лаппи-Тур» Виктория Короткова: «Люди едут по работе. Много сотрудников «Новатэка», «Норильского никеля». Кроме того, организуется много бизнес-мероприятий».

Туристы, по ее словам, тоже есть, но, в основном, самостоятельные. «Поток в нашей компании сильно сократился. Мы традиционно работали с въездным рынком, а выйти на внутренний оказалось не так просто. Во-первых, многие туристы все делают сами, а к нам обращаются только за экскурсиями или отдельными услугами. Во-вторых, в нынешней ситуации все туроператоры и агентства столкнулись с нехваткой клиентов и многие активно взялись за внутренний рынок», – сказала г-жа Короткова.

По ее словам, крупные туроператоры из других городов организуют с помощью местных компаний рекламные туры, просят составить программы с подробными комментариями, а потом делают все сами и заключают прямые договоры с объектами. В итоге подавляющая часть туристов едет «мимо» местных туроператоров.

Многие мурманские турфирмы предпочли не выкупать номера в отелях на ноябрьские праздники, потому что в любой момент могли быть введены антиковидные ограничения, а у отелей очень жесткие условия аннуляций. На этот период, по словам Виктории Коротковой, организованный поток очень небольшой, гораздо более востребованы декабрь, новогодние каникулы. На это время отели и турбазы Мурманской области уже тоже все проданы.

«В Мурманске и Кировске с гостиницами, конечно, туго, а у нас в Мончегорске места есть», – говорит старший менеджер компании «Кола Тревел» Светлана де Вит. Правда, на ноябрьские праздники у компании туристов нет, зато бронирование на Новый год идет активно, в основном, это туристы из Москвы. Как правило, берут программы на 3-5 дней.

«Кола Тревел» также до пандемии работала с въездным рынком. «Но пока здесь тишина. Прорываются индийцы, но это очень сложный рынок. Сначала все узнают до мельчайших деталей, а потом делают все сами», – заметила собеседница.

В «Лаппи-Тур» как раз рассчитывают на туристов из Индии. «Они очень интересуются, ждем в ближайшее время индивидуальных туристов», – говорит г-жа Короткова.

«Иностранные туристы есть. Некоторые коллеги сообщали об индийских, турецких группах, но у нас пока только запросы», – сказала старший менеджер компании «Радуга Севера» Елена Пурлицис. В ноябрьские каникулы у туроператора туристов немного. «У нас одна группа 19 человек с 4 по 7 ноября, а также несколько групп местных школьников. Но октябрь-ноябрь – некое межсезонье, в это время редко бывает заметный поток. Снега в это время еще мало, не хватает для наших традиционных зимних развлечений – катания на оленях, снегоходах».

«Сентябрь отработали хорошо, с декабря и на новогодние праздники также есть бронирования. До конца марта в регионе держится настоящая зима, это высокий сезон, когда туристы приезжают не только увидеть северное сияние, но и покататься на лыжах, снегоходах, оленьих упряжках», – добавила г-жа Пурлицис.

«С новогодними датами вряд ли у кого-то есть проблемы. Это время у нас всегда продается хорошо. А вот сейчас пустовато, – подтвердил Олег Теребенин. – Раньше мы в это время обслуживали по 2-3 автобуса в день, а сейчас несколько групп по 6 человек».

В августе председатель регионального комитета по туризму Александр Елисеев сообщал, что с начала года в Мурманскую область приехали 249 тыс. туристов. По его словам, по итогам 2021 года ожидается возвращение к допандемийным показателям – в 2019 году турпоток в регион составил 451 тыс. человек.

Олег Теребенин менее оптимистичен: «Летний сезон наша компания отработала чуть лучше, чем в прошлом году, но все-таки слабее, чем планировалось. Въездного потока, который у нас раньше занимал 99% объемов, нет. И пока в перспективе только индийцы. Внутренним потоком такие потери не компенсировать».

«Но мы все равно уверены, что в ближайшие годы Мурманская область выстрелит, – говорит г-н Теребенин. – Очень многое делается для этого, на Кольском полуострове строится много новых баз. Нам повезло с губернатором и главой комитета по туризму. Мы с ними спорим, иногда не соглашаемся, но всегда находим компромисс».

Светлана Ставцева, RATA-news