Почему на Волге не растет турпоток «с реки»
Турпоток по Волге не растет из-за отсутствия современного речного флота, заявил глава Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов на выездном заседании Госдумы по туризму в Зеленодольске.
«Посещение туристами остров-града Свияжск приближается к миллиону человек, Тетюши перешагнули за 100 тысяч посетителей – но только по реке нет прироста. За 15 лет цифра не изменилась – как было 100 тысяч с реки в Казани, так и осталось, ну плюс-минус 10%», – отметил он.
Причина – отсутствует современный скоростной флот, способный комфортно и безопасно доставить туристов из Казани, Самары, Ульяновска до Великого Болгара и Свияжска. «Туристы едут в туристические центры из Казани в основном автобусами, дорога занимает 3-3,5 часа», – сказал Сергей Иванов.
По итогам 2021 года турпоток в Татарстан составил 3,3 млн человек, что составляет 92% от уровня 2019-го. Он практически восстановился в Казанском кремле, Великом Болгаре и Чистополе. Наибольший прирост посетителей в 2021 году относительно 2019 года наблюдается в Елабуге, Тетюшах и на острове-граде Свияжск.
По мнению Сергея Иванова, для удержания туриста необходимо предлагать новые маршруты, и таковым должен стать «Великий Волжский путь», который объединяет серию межрегиональных маршрутов по 14 регионам Поволжья и способен завоевать популярность, как Золотое кольцо России. Он проходит по территории проживания шести национальностей, 25 туристических центров, трех объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сергей Иванов рассказал, что для реализации проекта «Великий Волжский путь» требуется дополнительное финансирование в размере 5,7 млрд рублей до 2024 года. АО «Объединенная Волжско-Камская судоходная компания», о создании которого объявил министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов, планирует разместить заказ на строительство девяти пассажирских судов до 2024 года, и еще 27 единиц – к 2030 году.
А по мнению председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаева, для развития речного туризма в России необходима отдельная федеральная программа. Об этом он заявил в своем выступлении на пленарном заседании прошедшего Чебоксарского экономического форума, сообщает портал «Реальное время».
По словам г-на Тарбаева, потенциал для создания такой программы есть. Она должна включать в себя элементы субсидирования, строительство портов и инфраструктуры. Глава комитета считает, что финансироваться программа должна как из регионального, так и из федерального бюджета. В частности, есть перспектива отдельного законопроекта, дающего исполнительной власти возможность выделить финансовые инструменты для развития речного туризма.
«Мы сегодня находимся с вами в Чебоксарах – это полумиллионный город. В 140 км отсюда находится Казань – миллионник, ниже по Волге Нижний Новгород, Самара, Волгоград. И через все эти регионы проходит такая большая артерия – Волга, которая недооценена и с точки зрения пассажирских перевозок, и с точки зрения туристического потенциала, – указал Сангаджи Тарбаев.
Препятствуют развитию туризма несколько факторов, считает председатель комитета Госдумы. В их числе реальные инструменты финансирования и отсутствие полноценного флота на Волге, а также портов, причалов и инфраструктуры в целом.