За год нормальный средний тариф экономкласса на регулярной авиаперевозке вырос на 30%
Ситуация, сложившаяся на рынке пассажирских авиаперевозок в связи с угрожающим ростом тарифов, вызывает обеспокоенность предпринимательских объединений не только туриндустрии, но и авиационной отрасли.
Напомним, что в мае с.г. Российский союз туриндустриипредложил ввести мораторий на увеличение конечной стоимости перевозки авиакомпаниями по уже проданным билетам за месяц или хотя бы за 20 дней до даты вылета. Письма с обоснование этой меры президент РСТ Сергей Шпилько направил руководителям Роспотребнадзора, Федеральной службы воздушного транспорта и Федеральной антимонопольной службы.Еще дальше пошла российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (объединяет около 40 российских авиакомпаний), фактически предложившая установить трехмесячный срок «неповышения» цен на перелеты.
В письме, направленном на минувшей неделе заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолию Голомолзину, говорится, что «действующая практика изменения цен на авиатопливо и ставок сборов за аэропортовое, аэронавигационное и другие виды обслуживания воздушных судов без предварительного уведомления авиакомпаний не позволяет авиаперевозчикам оперативно реагировать на внезапное увеличение операционных расходов, так как большинство пассажирских авиабилетов реализуется по системе предварительной продажи. Рассмотрев ситуацию, сложившуюся на рынке авиаперевозок, правление АЭВТ вносит предложение об установлении обязательного уведомления авиакомпаний не менее чем за 3 месяца до введения новых цен на авиационное топливо и любые другие виды обслуживания воздушных судов».
Выступая в июле с.г. на 66-м заседании Правления АЭВТ, президент Ассоциации Евгений Чибирёв (фото) отметил, что по сравнению с 2000 годом объем авиаперевозок в России возрос в 1,8 раза, а расход топлива - в 1,4 раза. Понятно, что это достигнуто за счет модернизации парка воздушных судов и, в первую очередь, внедрения экономичных самолетов западного производства и частично - отечественных нового поколения.
В то же время, за последние 7,5 лет цены на авиационный керосин возросли более чем в 5 раз (с 5604 руб. до 29800 руб. за тонну). В результате эксплуатация советских самолетов, на которых выполняется почти 60% общего объема перевозок, рентабельной быть не может. Учитывая, что в настоящее время в себестоимости авиаперевозок расходы на авиатопливо доходят до 40%, такие темпы роста его цены непременно приведут к дальнейшему существенному повышению стоимости авиабилетов. Как рассказал Евгений Чибирёв RATA-news, за год с 1 июня 2007 по 1 июня 2008 года нормальный средний тариф экономкласса на регулярной авиаперевозке вырос на 30%. И динамика этого показателя заметно растет. Сравните: по данным Транспортной клиринговой палаты, нормальный средний тариф экономического класса на 1 февраля 2008 года составил 11278 руб. На эту же дату 2007 года было 9262 руб. Рост – 21,7%. Рано или поздно такая ситуация с топливом спровоцирует сокращение частоты полетов и возможное прекращение эксплуатации отечественных воздушных судов производства прошлых лет. «При этом за прошедшую половину этого года общий пассажиропоток в авиации вырос более чем на 20%. И очевидно, что в период такого бурного роста поднимать в воздух нужно все, что может обеспечить безопасную перевозку», - считает Евгений Чибирёв. Кроме того, из-за повышения стоимости топлива глава АЭВТ прогнозирует снижение качества обслуживания на борту в целях экономии расходов. Также перевозчики будут искать любые возможности, чтобы приобрести самолеты зарубежного производства по доступным ценам вторичного рынка. «Тем более что уже сегодня эти возможности резко увеличиваются», - говорит он.
Для решения этих проблем нужны реальные шаги. Например, г-н Чибирёв считает необходимым отменить всех пошлины на ввозимые воздушные