Авиатопливо: приказано дешеветь
Ряд региональных аэропортов объявили о снижении с 11 августа стоимости тонны топлива «в крыло» на 1000 рублей с НДС. По мнению экспертов, этот шаг обусловлен заявлениями премьер-министра Владимира Путина, повлекшими за собой шквал расследований Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении поставщиков авиатоплива.
Снижение цен на авиатопливо в сети своих топливозаправочный комплекс (ТЗК) начала группа компаний «Аэрофьюэлз». Первым регионом стала Пермь, где ТЗК «Аэрофьюэлз-Пермь» в аэропорте Большое Савино снизил цену за тонну топлива более чем на 1000 руб., или на 3%. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), на сегодняшний день стоимость 1 т топлива в Перми у компании «Аэрофьюэлз» составляет 35,5 тыс. руб. (все цены даны с НДС и услугой «в крыло»), у «Лукойл-Аэро» — 36,037 тыс. руб. С 11 августа 2008 года стоимость топлива в Перми составит уже 34,475 тыс. руб. у «Аэрофьюэлз», у «Лукойл-Аэро» 34,975 тыс. руб. При этом в Перми можно будет заправиться даже дешевле, чем в Москве, в среднем на 700 руб. за тонну авиакеросина — как отмечают эксперты, благодаря присутствию на рынке двух конкурирующих ТЗК.
По данным ТКП, также с понедельника цена на топливо будет снижена и в аэропортах Сургута с 36,237 до 35,057 тыс. руб., Анапы — с 36,12 до 35,62 тыс. руб., Нижнего Новгорода — с 36,19 до 34,892 тыс. руб., Челябинска — с 36,863 до 35,919 тыс. руб.
Для авиакомпаний снижение стоимости авиакеросина на 1000 руб. за тонну довольно существенно, поскольку позволяет экономить на заправке приблизительно до 4 млн. руб. в месяц, подсчитали в компании «Аэрофьюэлз». «При продолжении активной работы ФАС и усилий Минтранса по стимулированию конкурентной борьбы на рынке авиатопливообеспечения, а также при сохранении тенденций снижения цен на международном рынке нефти можно прогнозировать, что к началу 2009 года цена в России на авиатопливо может быть снижена на 20-25%», — сказал РБК daily гендиректор «Аэрофьюэлз Групп» Владимир Спиридонов.
В ситуацию с топливом 11 июля вмешался премьер-министр Владимир Путин, обвинив ФАС в бездействии. Вслед за этим антимонопольщики завели ряд дел в отношении ТЗК: ЗАО «ТЗК «Шереметьево» и ЗАО «Домодедово Джет Сервис». Их рассмотрение назначено на 20 августа 2008 года. Параллельно ФАС обещала провести проверки аэропортов Новосибирска (Толмачево признано злоупотребившим доминирующим положением) и Южно-Сахалинска (ЗАО «Топливно-обеспечивающая компания» установила монопольно высокую цену).
Но несмотря на пристальное внимание чиновников, стоимость топлива снижается не везде. Так, в аэропорту Анадыря сообщили о повышении с 1 августа стоимости тонны керосина на 13% (на 5 тыс. руб.), до 39,176 тыс. руб. Также была повышена стоимость топлива в Норильске с 34 до 43 тыс. руб. «Когда в региональных аэропортах монопольные заправщики резко повышают цену, это делает рейсы перевозчиков не просто низкорентабельными, а убыточными, - говорит пресс-секретарь AiRUnion Юлия Багрышева. - С такой топливной политикой мы лишимся региональных перевозок». Как добавляет гендиректор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» Евгений Островский, на фоне снижения в июле мировых цен на авиатопливо на 15% в Москве отмечается удешевление лишь на 2%. «Это демонстративная реакция на критику, — считает он. — К рынку этот процесс отношения не имеет. Если дальнейших вмешательств со стороны властей не будет, то цены быстро восстановятся».