Заказчик отменяет поездку группы детей. Как объяснить правомерность удержания ФПР?
Правовая комиссия и Региональный совет РСТ при содействии юридического агентства «Персона Грата» подготовили ответы на вопросы, которые часто задают представители туриндустрии по телефонам горячей линии Ростуризма.
Вопрос. Как правильно написать ответ на расторжение заказчиком договора о детской поездке по России и объяснить, что мы удерживаем ФПР?
Ответ. Фактические расходы, понесенные по договору, это платежи по услугам, предусмотренным в договоре, связанные с обязательствами по договору. Заказчик (потребитель), при отказе от договора, возмещает исполнителю расходы понесенные по договору (ст.32 закона «О защите прав потребителей»).
Фактические расходы должны быть проведены до требования о расторжении договора. К ним не относятся общехозяйственные расходы, зарплата, аренда и прочие расходы, прямо не включенные в договор – в отличие, например, от аренды транспорта для перевозки детской группы.
В ситуации с распространением коронавируса требование потребителя о расторжении договора строится на иных принципах. Это не односторонний отказ от договора, а требование о расторжении (или изменении) в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 Гражданского кодекса РФ). Закон в этом случае относит на усмотрение сторон порядок расторжения и возврата, а в случае, если соглашение сторонами не достигнуто, то решение принимает суд:
Поскольку обязательных требований полного возврата денежных средств закон для данной ситуации не содержит, туристическая компания вправе предложить туристу (заказчику) изменение договора (перенос сроков оказания услуг) с сохранением обязательства. Исполнитель вправе оформить это обязательство документально в виде приложения к договору или отдельного письменного обязательства. Заказчик вправе отказаться и требовать расторжения договора. В случае несогласия с суммой возврата и удержания исполнителем фактических расходов по договору может обратиться в суд.
Кроме того, туристическим компаниям следует учитывать правила прекращения обязательств невозможностью исполнения или вследствие принятия актов органов власти (статьи 416, 417 ГК РФ). В том случае, когда услуги по договору не могут быть оказаны (закрыто транспортное сообщение, закрыт допуск посетителей в объекты показа, отменены массовые мероприятия, введен запрет на въезд или выезд и прочее), обязательство прекращается невозможностью исполнения. Убытки сторон, которые при этом возникли, могут взыскиваться в судебном порядке, предусмотренном, в частности, статьями 13, 16, 16-1 ГК РФ.
В случае невозможности оказания услуг также применяется п.3 ст. 781 ГК РФ: «В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг».
Поскольку рассмотрение споров может перейти в судебную стадию, рекомендуем максимально формализовать отношения по претензиям и требованиям туристов, в десятидневный срок письменно отвечать на запросы, получить от туроператоров и контрагентов акты сверки взаиморасчетов, оформить недостающие договора и приложения к договорам, оформить бухгалтерские документы.