Какие вопросы получает Правовой комитет РСТ в связи с остановкой «Музенидиса»
В связи с остановкой деятельности компаний «Музенидис Трэвел» в комитет РСТ по правовым вопросам поступает немало обращений с просьбой разъяснить аспекты взаимодействия со страховой компанией «ТИТ», предоставившей туроператору фингарантии. На вопросы отвечает руководитель комитета, основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
«Может ли турагент самостоятельно подавать требования страховщику и получить возмещения своих собственных убытков?».
- Действительно, многие турагенты повторно платили за перенесенные туры либо вынуждены были под давлением туристов вернуть им деньги в расчете на то, что туроператор впоследствии зачтет эти суммы в другие заявки. Но правила страхования гражданской ответственности туроператоров исключают возможность обращения к страховщику турагента:
«1.2.2. выгодоприобретатель – турист и/или иной заказчик туристского продукта, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста, заключивший со Страхователем договор о реализации туристского продукта и в пользу которого заключен Договор страхования. Применительно к настоящим Правилам, турагент не является заказчиком туристского продукта и, соответственно, не является выгодоприобретателем по Договору страхования».
В таком случае взыскание возможно только в судебном порядке.
«Может ли получить страховую выплату турист, за которого платила организация – юридическое лицо (не турагент)?».
- Организация может выступать заказчиком турпродукта в пользу туриста. Согласно правилам страхования выгодоприобретателем выступает турист и/или иной заказчик турпродукта, заключивший со страхователем договор о реализации турпродукта. В данном случае заявление может направить или сам турист с приложением платежных документов, или организация – в зависимости от того, с кем заключен договор о реализации турпродукта, с туристом или с юрлицом.
Так же выгодоприобретателем может выступать юридическое лицо – корпоративный заказчик, приобретающий турпродукт для своих сотрудников, например в командировочных целях.
«Примет ли страховщик документы по турам, перенесенным с 2019 года на 2020 и далее?».
- Договоры, обязательства по которым не исполнены в 2020-2021 гг. и перенесены на более поздний период, также могут служить основанием для заявления о выплате страхового возмещения. Если договоры заключались в период по 31 марта 2020 года, перенос обязательств происходил в силу специального норматива – постановления правительства №1073 с соблюдением предусмотренного порядка. Срок исполнения этих обязательств – 31 декабря 2021 года – еще не наступил, следовательно с объявлением о прекращении деятельности туроператора установлена невозможность их исполнения.
В случае, если договоры заключались после 31 марта 2020 года, они не попадают под действие постановления, но перенос обязательств по ним может оформляться дополнительными соглашениями или уведомлениями о переносе даты тура, в зависимости от порядка, предусмотренного договором. В любом случае, необходимо подавать требование в страховую компанию.
Реестр договоров, действующих на момент публичного объявления о невозможности исполнения обязательств, должен быть предоставлен туроператором страховщику в течение пяти рабочих дней с даты объявления, он и послужит отправной точкой для оценки размера ущерба.
«Можно ли будет получить страховую выплату по оплате гостиницы, без перелета?».
- Закон предусматривает страхование ответственности туроператора на случай неисполнения договора о реализации турпродукта, то есть комплекса услуг, состоящего из перевозки и размещения, а не отдельных туруслуг. Но практика показывает, что туроператор включает в реестр все договоры независимо от состава услуг, даже если продавалось только наземное или экскурсионное обслуживание, а страховщики нередко принимают весь реестр, не вникая в каждое требование. Позицию страховщика в данной ситуации мы узнаем через 20 дней, когда будет закрыт первый реестр требований и сформулирована позиция по отказам.