Наталья Чагина: «Тюмень открывает туристам особый мир сибиряков»
Тюменская область уже настолько раскрутилась, что турпоток туда стал круглогодичным. Каждый найдет что-то свое – богатую историю, сибирскую гастрономию, термы или нефть. Но в пандемию гости открыли для себя еще и этнические богатства, представленные в естественной природной среде. Наталья Чагина, руководитель компании «Трэвэл», одного из старейших в регионе туроператоров, которому в сентябре исполняется 30 лет, рассказала в рамках проекта «Просто Россия», почему Тюмень завораживает туристов, какой деревенский музей знает вся страна и где искать настоящих северных людей.
– Можно ли сказать, что в этом сезоне в Тюменской области туристов больше, чем годом ранее?
– Объем турпотока увеличился по сравнению с прошлым годом. Думаю, что прирост составляет минимум 40%, включая неорганизованных туристов. Важную роль в этом сыграло снятие пандемийных ограничений. Ведь люди даже не столько боялись ехать, сколько не могли этого сделать. Еще до пандемии Тюменская область очень хорошо раскрутилась, и если бы не вся эта ситуация с коронавирусом, то туристов в регионе было бы еще больше. Основной вклад в турпоток сейчас вносят Центральная Россия и соседние с нами регионы. Едут Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Новосибирск, Омск, Екатеринбург.
– Все последние годы регион активно продвигал отдых в термальных комплексах. Аудитория, которая едет именно туда, обращается к туроператорам или бронирует напрямую?
– В основном люди бронируют размещение самостоятельно. К примеру, термальный комплекс «ЛетоЛето» по-прежнему отдает приоритет прямым продажам, он хорошо загружается. При этом запросы на экскурсионное обслуживание туристов они отрабатывают с местными туроператорами. Это могут быть обзорные экскурсии, поездки на загородные площадки или этнотуризм.
Для организованных туристов есть готовое предложение – региональный брендовый тур «Сибирские термы», который включает посещение сразу нескольких горячих минеральных комплексов.
– Где вы чаще всего размещаете свои группы и достаточно ли в Тюменской области отелей?
– Предлагаем городские отели Тюмени уровня 3* и 4*. Это «Восток, «Евразия», «Спасская». В Тобольске размещаем в «Георгиевской», «Тоболе», «Азимуте». Отмечу, что международные бренды Mercure и Hilton в Тюмени продолжают работать. Казалось бы, база размещения большая, но сейчас уже начинает ощущаться определенный дефицит именно отелей 3*. Особенно эта проблема ощутима в Тобольске, поскольку туристы едут туда очень активно и чаще всего именно в выходные, поэтому рекомендую планировать свое путешествие заранее. Кстати, «Георгиевская» сейчас строит дополнительный корпус, он откроется в следующем году.
– Что вы показываете своим гостям в рамках туров и какой продукт наиболее востребован?
– Самый востребованный – «Романовы в Сибири». Он охватывает Тюмень, Тобольск и село Абалак, где расположен Абалакский мужской монастырь, который тоже связан с историей царской семьи. Кроме того, монастырь стоит в прекрасном месте – как белая лебедь над Иртышом. Ключевая точка маршрута – музей семьи императора Николая II, который оставляет неизгладимое впечатление у всех без исключения туристов. С этого маршрута несколько лет назад и начиналась история брендовых туров по Тюменской области. Маршрут раскручен более других и соответственно пользуется наибольшей популярностью.
Популярностью пользуется и национальный турмаршрут региона «В Сибирь по своей воле», который погружает в историю Сибири. Фишка тура – посещение тематического парка «Тобол», где проходили съемки одноименного фильма.
Интересно, что вслед за Тюменью и Тобольском все больший интерес вызывает Ялуторовск. Мы сейчас подготовили новый продукт под названием «Welcome Сибирь», в который входит экскурсия в Ялуторовск, а также в деревню Кыштырла, где расположено этнографическое стойбище «Увас мир хот» («Дом северных людей»). Туристов, которые за время ограничений насиделись дома, стало все больше тянуть именно на природу. Число запросов на поездки в такие места, в том числе от корпоративных клиентов, увеличивается.
Вокруг Тюмени достаточно много привлекательных локаций, в том числе упомянутый «Увас мир хот». Хозяйка и создатель объекта – представитель народа манси, очень интересная и красивая девушка. Она погрузит вас в историю малых народов, в этнику. Здесь стоит и лабаз, и чум, и святилище. Туристам рассказывают о жизни коренных народов севера, как они ведут быт, воспитывают детей. Во время мастер-класса каждый турист сделает себе берестяную ложку так, как это умеют делать представители коренных народов, а потом зачерпнет ею настоящие таежные ягоды, запивая травяным чаем. И детям, и взрослым очень нравится участвовать в играх, мастер-классах, фотографироваться в национальных костюмах. Прочувствовав жизнь малых народов севера, туристы возвращаются под большим впечатлением.
– А чем сейчас привлекает Ялуторовск, который вы упомянули?
– Ялуторовск больше всего известен как город декабристов. Там есть прекрасный музей, посвященный этим неординарным людям, это родина известного мецената Саввы Мамонтова и город, где производят сгущенку и конфеты «Гулливер». А вот в Ялуторовском остроге, куда в основном едут туристы, предлагают летние и зимние развлечения, празднуют и «Яблочный спас», и «Медовый спас», проходит фестиваль «Капуста-барыня». В Масленицу здесь соревнуются в выпекании трехметрового блина. Все праздники раскиданы по датам, но сейчас их можно разом увидеть в программе «Сибирский карнавал», когда на площадке острога работают интерактивные локации со всеми перечисленными развлечениями. Чаще всего мы возим в Ялуторовск организованные группы от партнеров- туроператоров по программам, разработанным специально под них.
– Как правило, музей Распутина вызывает у гостей много эмоций. Как реагируют ваши туристы?
– Никто равнодушным не остается. Нам приходят заявки, где отдельно оговаривается посещение этого музея. Могут не знать этнокомплекс «Дом северных людей», а вот про музей Распутина точно знают. Более того, аналоги этнографических комплексов по России все же есть, а вот аналога музею Распутина вы не найдете.
– В числе знаковых маршрутов Тюменской области всегда представляются и так называемые нефтяные туры. Часто ли туристы хотят попробовать уху с нефтью и пройти посвящение в нефтяники?
– Маршрут, не побоюсь этого слова, уникальный и отражает историю нефтегазового освоения Западной Сибири от первых разведочных экспедиций. Уха с «нефтью» – узнаваемый гастрономический бренд региона, поэтому спрос на тур растет с каждым годом.
Этот продукт совершенствуется, дополняется. На его основе планируем создать новый брендовый маршрут, который объединит промышленную тему региона в одном туре. Исключительной возможностью станет посещение промышленной площадки газоперерабатывающей и нефтехимической компании «Сибур» в Тобольске.
– Насколько могут быть интересны туристам поездки по отдаленным участкам сибирской тайги, своего рода сафари? Ведь, к примеру, Берёзово известно как место ссылки соратника Петра I Александр Меншикова. Оно интересно описано в историческом романе Валентина Пикуля «Слово и дело».
– Это уже более северные, труднодоступные районы, которые стоит рассматривать в контексте туров с ХМАО и ЯНАО. Мы думаем о том, чтобы создать такой северный межрегиональный маршрут, поскольку у туристов уже сформировался интерес к северу. Это совсем другие города, совсем другой уклад жизни, где все строится вокруг какого-то нефтегазового предприятия, а тайга в шаговой доступности. В этих местах что-то очень современное и что-то дикое, неизведанное идут рука об руку.
– С кем из федеральных туроператоров вы работаете сейчас?
– С Fun & Sun, принимали их чартерные рейсы. С «Интуристом», «Тари-Тур», компанией «Ванд», в стадии согласования договор с «Алеаном», заключен договор с «Анекс тур» и другими.
– Какие каналы для продвижения вы сейчас используете?
– Мы работаем в тесной связке с Агентством туризма и продвижения Тюменской области. Они продвигают турпродукты региона на федеральных площадках – телевидении, радио, в печатных изданиях. Мы рекламируемся через партнерскую сеть – федеральных туроператоров и турагентствах в регионах, а также используем соцсети, мессенджеры и сайт.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news