Иностранцы, привитые не «Спутником», оказались пораженными в правах
Власти Петербурга, в отличие от правительства Ленинградской области, не обсуждают с Роспотребнадзором возможность разрешить иностранцам, привитым зарубежными вакцинами, посещать театры, музеи и рестораны. Об этом «Фонтанке» сообщили в аппарате вице-губернатора Бориса Пиотровского.
Администрация Ленобласти 1 ноября сообщила, что готова пускать в театры и музеи привитых иностранными вакцинами. Но позднее Роспотребнадзор заявил, что не разрешал чиновникам признавать QR-коды зарубежных прививок.
Примечательно, что и «разрешение» Ленобласти до сих пор размещено на официальном сайте администрации, и опровергающее эту информацию заявление на сайте управления Роспотребнадзора.
С введением системы QR-кодов иностранцы, находящиеся в Петербурге, как и в Москве, фактически оказались пораженными в правах. Прививка зарубежными вакцинами не дает им возможности получить российский QR-код. В результате сейчас они должны предъявить ПЦР-тест при заселении в отель и сдавать его каждые три дня. Минкультуры во время нерабочих дней разрешил иностранцам посещать музеи и театры при предъявлении ПЦР, но тест должен быть сделан не ранее чем за сутки. Это затратно и не слишком удобно, говорят участники туристического рынка. Пока непонятно, сохранится ли такой подход после окончания локдауна. Городское коронавирусное 121-е постановление не разрешает использовать ПЦР как замену QR-кодов о вакцинации. А значит, иностранцы не смогут посещать деловые, спортивные и культурные мероприятия, питаться в ресторанах, ходить в музеи, аквапарки и спортзалы.
На фоне такой неопределенности туристы, которые собирались посетить Россию, аннулируют туры. «Практически все аннулировались, кто хотел приехать», – комментирует председатель правления Российского союза индустрии на Северо-Западе Леонид Флит. Иностранных гостей в городе пока немного – с 1 по 7 ноября в город должно было приехать несколько сотен туристов из-за рубежа.
Но отмены идут не только в период локдауна. «Несколько групп отменилось на ноябрьские праздники и на период до конца года», – говорит инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили. По ее словам, отказываются от поездок туристы из Италии, Испании, Германии, Кипра и других стран. «То есть это касается и тех стран, которые признали наш «Спутник», так и тех, которые не признали», – отметила она. Сдавать ПЦР каждые 24 часа слишком дорого. «Возможно, имело смысл хотя бы разрешить экспресс-тестирование на коронавирус», – считает г-жа Шамликашвили.
«Запросы на отмену броней поступают, это общее явление. Неясно, куда должен идти иностранец, если театры, музеи и рестораны для него закрыты. И как искать лабораторию для сдачи теста, если он по-русски не говорит, зачем это мучение?», – соглашается вице-президент Российской гостиничной ассоциации (РГА) Алексей Мусакин. По его словам, в 121-м постановлении четко не прописано, надо ли иностранцу предъявлять отрицательный ПЦР только при заселении в гостиницу или сдавать тест каждые 72 часа. Но отели рисковать не хотят и перестраховываются. Впрочем, то же правило касается россиян, у которых нет QR-кода по той или иной причине, добавляет он.
Вне правового поля оказались и иностранцы, постоянно проживающие в России, говорит исполнительный директор Американской торговой палаты Мария Чернобровкина. По ее словам, многие экспаты, а также члены их семей привились вакцинами, признанными в их странах. Но поскольку такие сертификаты не признаются в России, они продолжат жить в условиях локдауна – то есть не смогут посещать деловые мероприятия, ходить в рестораны, музеи и театры. Кроме того, в отраслях, где нужно вакцинировать 80% сотрудников, привитых иностранными вакцинами не будут принимать в зачет при проверке. Прививаться «поверх» своей еще и российской вакциной тоже готовы не все. Выходом могло бы стать признание иностранных прививочных сертификатов как альтернативы QR-кодам, считает она.
Те иностранцы, которые привиты российской вакциной за рубежом («Спутник V» в том или ином виде признала 71 страна), находятся в аналогичной ситуации. И даже те, кто укололся в России, рискуют засесть на самоизоляцию. QR-коды не положены тем, у кого нет СНИЛС (например, членам семей иностранных работников). Да и единственной возможной вакциной для граждан других государств власти считают «Спутник лайт». Для тех, кто успел уколоться «Спутником V», вся надежда на городские QR-коды, которые будут давать всем привитым, без регистрации на госуслугах.
Ранее в Смольном объясняли «поражение в правах» иностранцев тем, что чиновники не понимают, как проверять легитимность их документов о вакцинации. «Я не знаю, как выглядит вакцинальный сертификат «Пфайзером» из Германии или из Англии. Как охранник в магазине сможет его проверить, сложный пока вопрос», – говорил замглавы комитета по здравоохранению Андрей Сарана.
Но участники рынка считают, что вопрос лежит скорее в политической плоскости. «Надо определиться, чего мы хотим – чтобы люди были вакцинированы и не представляли опасности для себя и окружающих, а также снизить нагрузку на систему здравоохранения, или пытаемся решить экономические и политические задачи. Если хотим бороться за здоровье людей, надо признавать иностранные вакцины, не дожидаясь взаимности. Если мы уверены, что наши вакцины хорошие и эффективные, мы можем действовать с позиции сильного, а сильный всегда великодушен», – отмечает Виктория Шамликашвили.
На нестыковки в логике ограничений обращает внимание и Межотраслевой координационный совет гостеприимства и услуг. В частности, у иностранцев, даже вакцинированных, в музеях и театрах просят ПЦР-тест не старше суток, тогда как у непривитым россиянам с медотводами можно предоставить тест, сделанный за 72 часа. Неурегулированный правовой статус иностранных вакцин и неоднородность требований по предъявлению результатов ПЦР-тестирования бьет по имиджу Петербурга как туристического центра.