Министр туризма Омана: «Ждем в этом году 15 тысяч российских туристов»
Современная история Султаната Оман началась 23 июля 1970 года, когда султан Саид бен Таймур был вынужден отречься от власти в пользу своего сына, 29-летнего Кабуса. Молодому самодержцу в наследство досталась бедная и раздираемая противоречиями страна, в которой было всего три государственные школы (только для мальчиков) и лишь одна больница на 12 коек.
Новый султан решил модернизировать страну. Нефтяные сверхдоходы, вскоре обрушившиеся на страны Персидского залива, и Оман в частности, пришлись очень кстати и позволили с успехом осуществить задуманное: спустя 40 лет после прихода к власти султана Кабуса в стране работало больше тысячи бесплатных школ для мальчиков и девочек, в которых училось больше полумиллиона детей плюс появилось 350 частных школ, где училось еще 100 тыс. детей. А 10 км дорог с твердым покрытием, существовавших в султанате в 1970 года, превратились в 126 000 км.
Одним из приоритетов султана стал туризм – Оман, расположенный на берегу Индийского океана, может похвастаться гораздо более разнообразным ландшафтом, мягким климатом и историческим прошлым, чем другие арабские страны Персидского залива. С конца 80-х годов XX века здесь стали открываться отели международных сетей, а бурное развитие внутреннего и международного туризма началось уже в XXI веке.
В 2003 году в Омане появилось отдельное министерство туризма. В 2018 году образован холдинг Oman Aviation Group, объединивший авиакомпанию Oman Air, новый международный аэропорт Маската, открывшийся в том же 2018 году, и международный аэропорт курорта Салала. Одновременно Оман радикально упростил визовый режим для граждан многих государств, в том числе для России. О дальнейших планах по развитию туризма «Ведомостям» рассказал министр туризма султаната Ахмед аль-Махризи.
– В августе 2017 году Оман отменил визовый режим для граждан 80 стран. Решение принимал сам султан. Насколько сложно было объяснить правительству и убедить его величество, что Оману нужно упростить визовый процесс?
– Когда в 2003 году султан распорядился создать министерство туризма в стране, это уже означало открытие границ. Но мы не сделали этого сразу, потому что сначала хотели убедиться в эффективности нашей новой системы выдачи электронных виз и безопасности. Например, для дипломатических работников из России у нас безвизовый режим, но такие условия у нас далеко не со всеми странами. Сейчас мы ведем переговоры с Европейским союзом насчет отмены визового режима с обеих сторон. В России мы тоже планируем выйти на такой уровень, но пока для оманцев въезд в Россию требует значительных усилий.
– То есть граждане Омана не могут приехать в Россию без визы?
– Не могут. Но мы понимаем Россию: страна беспокоится о своей безопасности и мы уважаем такое решение.
– В первой половине 2019 г. количество туристов из России в Омане увеличилось почти в четыре раза – до 9651. Сколько планируете принять до конца года?
– Успех в этом году случился благодаря упрощению визовой процедуры – теперь визу можно получить по прилете, и появлению прямых рейсов в Оман. Наша целевая аудитория – люди среднего и высокого достатка, которым не хочется терять драгоценное время на пересадки. До конца года ожидаем 15 тысяч туристов из вашей страны.
– Какие вы ставите себе цели по числу туристов из России на среднесрочную перспективу?
– Сейчас в Оман можно долететь только из Москвы, и для нас важно расширять направления и задействовать другие большие российские города. Россия – крупное государство, и мы выделяем его как наиболее перспективное для развития туризма. Из Москвы мы уезжаем для проведения переговоров в Петербург и надеемся прийти к договоренности по открытию представительства там. Собственно говоря, наш офис в Москве – это тоже шаг навстречу более высокому уровню сервиса в области туризма Омана.
– Согласно туристической стратегии Омана, к 2040 году султанат собирается довести число туристов с нынешних 3 млн до 11 млн. Как именно Оман собирается достичь этой цели?
– Во-первых, хотел бы отметить, что для нас важнее всего качество, количество приезжих все же второстепенно. Нам важно, чтобы у туристов было желание остаться на длительный срок, а не на несколько дней. Тем не менее мы надеемся, что прирост туристов в Оман будет составлять 10% в год, не меньше. Также не стоит забывать, что внутренний туризм в Омане составляет 5 млн человек, которые тоже входят в заветную цифру 11 млн.
– Каков бюджет на маркетинг страны как туристического направления и увеличивается ли он по мере того, как вы открываете новые офисы в разных странах?
– Наш маркетинговый бюджет – 6 млн оманских риалов ($15,6 млн). Размер бюджета зависит от того, какие цели перед нами стоят. Например, с 2013 по 2015 годы шло активное расширение туристических представительств, и мы тратили больше, а потом средств уходило ровно столько же, сколько и было запланировано в бюджете. Дай бог, мы потратим больше 6 млн риалов на привлечение туристов в следующем году.
– Отели какого уровня преобладают в Омане?
– Мы концентрируемся на 3-, 4- и 5-звездочных отелях. Мы рассчитываем на туристов среднего и высокого класса, поэтому развиваем этот сектор. Но это не значит, что у нас нет более экономичных вариантов. Ежегодно количество гостиничных номеров увеличивается на 3тыс. Рассчитываем, что эти темпы сохранятся в течение ближайших 8 лет.
– Самый масштабный проект в туристической инфраструктуре Омана – развитие курортного кластера в городе Салала. Общие инвестиции в него оцениваются в $5 млрд. Как идет процесс создания кластера?
– Раньше Салала была не очень популярным направлением. Туда приезжали в основном туристы из соседних стран Персидского залива на сезон дождей, то есть летом. Гости из Европы и России предпочитали соседние города провинции Дофар, а именно прибрежный город Така с восхитительной природой, куда легко можно добраться чартерными рейсами. Показательно, что путешественники из скандинавских стран и Италии также предпочитали это направление. Теперь инфраструктура каждого туристического региона будет развиваться, в одной только Салале появится 25 набережных.
Несколько слов о провинции Эд-Дахилия. Там находится самая высокая точка гор Аль-Хаджар (более 3 тыс. м), а также древние крепости, достопримечательности и традиционные рынки. Здесь нет морского побережья, так что это направление больше подойдет для любителей исторических памятников и музеев. На северном побережье Омана расположена провинция Мусандам – настоящий рай для дайверов с потрясающим подводным ландшафтом.