Генпрокуратура против доплат пассажиров за авиабилеты
Генеральная прокуратура предложила Минтрансу запретить сбор за оформление электронных билетов, который устанавливают некоторые посредники – турагентства и агрегаторы билетов.
Заместитель начальника управления Генпрокуратуры в сфере транспорта и таможни Михаил Кузнецов направил 24 ноября в министерство предложение дополнить авиационное законодательство пунктом о недопустимости взимания с пассажиров необоснованных доплат.
Иными словами, прокуратуры выступила против предложения Минтранса легализовать таксу ZZ, которую взимает Транспортная клиринговая палата (ТКП). Это сбор в размере 185 рублей, который пассажир платит во время оформления авиабилета не напрямую у авиакомпании, а через посредников – билетных агрегаторов, турагентств и других.
В своем письме Михаил Кузнецов указал на то, что, согласно Воздушному кодексу, размер платы за перевозку должна устанавливать только авиакомпания и передавать кому-то свои полномочия перевозчик не может. Кроме того, по статье 308 Гражданского кодекса, обязательство по договору между сторонами не может создавать обязанностей для тех, кто не участвует в договоре.
ТКП взимает таксу ZZ за оформление билетов через свою систему взаиморасчетов CBBT с 2001 года. В России действует и другая система BSP, иностранная, в ней пассажиры не платят сбор за покупку. Постоянный платеж вносят сами авиакомпании.
Получается, что доход от таксы уходит ТКП, а не перевозчику. Хотя по закону оформление электронного билета – это не дополнительная услуга, а обязательное действие, соответственно, расходы должна нести авиакомпания. По данным ФАС, только за 2017 год ТКП получила более 8 миллиардов рублей от сбора.
Прокуроры не впервые пытаются оспорить таксу ZZ. В апреле этого года Московская межрегиональная транспортная прокуратура пожаловалась в Пресненский районный суд Москвы необоснованный сбор ТКП. Но прокуроры в суде проиграли.
Суд отказался удовлетворить иск именно потому, что такса ZZ действует с 2001 года. Срок исковой давности в России – 10 лет со дня правонарушения, а прошло уже 20. Суд также отметил, что авиакомпании, посредники и пассажиры знают о правиле таксы ZZ. Потребители, которые не согласны платить сбор, могут выбирать иные способы покупки билетов.
По словам одной из компаний-агрегаторов билетов, ТКП препятствует доступности авиаперелетов. Необходимость оплачивать таксу увеличивает итоговую цену перелета на 1-5% от размера тарифа. Более того, стоимость перелета увеличивается и по рейсам, которые субсидирует государство.
Партнер юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич выразил мнение, что ни в 2001 году, ни сейчас нет оснований для того, чтобы такса ZZ взималась легально.
«Согласно приказу Минтранса, оформление билета – это не дополнительная услуга, имеющая для потребителя самостоятельную ценность, а действие в рамках исполнения договора перевозки, расходы на нее несет перевозчик», – сказал юрист. Он также заметил, что судиться с ТКП пытается не только прокуратура: иски подавали сами пассажиры и юрлица, сообщают «Ведомости». Несмотря на общероссийский масштаб проблемы, истцы неизменно проигрывают в суде.