Речная навигация-2021: хоть и непростая, но не убыточная
Речная навигация заканчивается. Если сравнивать с неполноценным прошлогодним сезоном, она получилась вполне успешной, хотя не обошлось и без малоприятных неожиданностей.
Но вначале о хорошем. Серьезную поддержку речникам оказала программа кэшбэка. Эпидемиологические послабления и все еще закрытые границы тоже способствовали притоку дополнительных туристов, их число явно возросло.
Минусов тоже хватает. Прежде всего, значительное, процентов на 40 подорожание топлива. Заметно поднялись цены на продукты питания и экскурсионку. При этом туроператорам приходилось держать пассажирские тарифы на уровне объявленных ранее.
Далее. В августе Волга вновь частично перекрылась: на Городецком шлюзе ввели лимитированные пропуски судов. Соответственно пришлось срочно перекраивать круизное расписание.
Что касается компаний, обслуживавших иностранных туристов, то, не смотря на приток новых путешественников, на прежний пассажиропоток они не вышли. Важно также, что всем участникам рынка пришлось возить клиентов, перешедшим еще с прошлого года, поскольку в начале сезона из-за пандемии операторам не удалось выполнить своих обязательств.
Оценки навигации руководителями круизных компаний заметно разнятся – от «вполне нормальная» до «очень тяжелая». Общее мнение портал Cruiz.info выразил так: навигация получилась хоть и непростая, но, главное, не убыточная.
«Мостурфлот» в этом году из-за отсутствия иностранных туристов вывел на рынок рекордное для себя количество судов – 11. Конечно, перед туроператором остро встал вопрос их загрузки. Заместитель генерального директора компании Светлана Гончарова отметила, что увеличить количество клиентов удалось, но во многом за счет различных форматов отдыха – от круизов уровня люкс до поездках на речных лоукостерах. Большую долю составили постоянные клиенты. Однако в октябре «Мостурфлот» обдуманно отказался от работы, поскольку загрузка в этот период ведется по низкой и не всегда оправданной цене.
Речную навигацию круизных судов по сложившейся уже традиции завершают «Созвездие» и «ВодоходЪ». Но произойдет это еще через месяц. Пока «ВодоходЪ» постепенно выводит из эксплуатации свои теплоходы. Наиболее комфортабельные лайнеры «Мустай Карим» и «Санкт-Петербург» останутся на речных путях до 7 ноября. В нынешнюю навигацию у компании в европейской части страны было 16 кораблей из 26 числящихся в его флоте. У «Созвездия» до этой же даты будет ходить теплоход «Лебединое озеро».
Компания «Цезарь-Трэвел» закончила навигацию несколько раньше объявленных сроков. Ее теплоход «Илья Муромец», уже не первый год обслуживающий линию Москва – Казань, вернулся из завершающего круиза в столицу Татарстана 27 сентября. Трехпалубное судно «Президент» должно был накануне отправиться в 5-дневный тур до Ярославля, однако рейс отменили. Как сказал руководитель «Цезарь-Трэвела» Сергей Абрамов, принять такое решение заставили холодная погода и наметившийся всплеск пандемии.
Московские круизные компании «Речфлот», «Волга Лайн», «Белый лебедь» собираются сворачивать навигацию в период с 8 по 16 октября.
Круизы пермского оператора «Кубань» завершились 30 сентября. Как сообщила директор компании Анна Гуляева, в следующем году на двухпалубном «Чапаеве» в начале сезона планируется провести круизный тур от Перми до Уфы.
Пермская компания «Русич» завершила последний круиз 3 октября. Сегодня заканчивает навигацию компания региона «Кама-Трэвел». До 10 октября будут ходить теплоходы компании «ВолгаWolga» – лидера круизного рынка Перми. По словам совладельца туроператора «ВолгаWolga» Вадима Яхнина, этот сезон стал рекордным по продолжительности навигационного периода для четырехпалубного «Владимира Маяковского».
Самара – еще один центр речных круизов России. Теплоход компании «РосВояж» «Алексей Толстой» с 1 по 3 октября закрыл свой сезон водным туром до Хвалынска и Балаково. Ведущий круизный оператор Самары «Спутник-Гермес» завершает навигацию 10 октября.
Тоже гораздо раньше, 24 сентября, закрыла круизные программы в сезоне-2021 другая крупная самарская компания «ВолгаПлес». Руководитель оператора Валентин Вейнер назвал нынешнюю навигацию достаточно ровной, чему способствовала его политика «разумной осторожности». В частности, именно поэтому компания в очередной раз завершила работу в конце сентября.