Они возвращаются: столичные гостиницы класса люкс заполняются иностранцами
Въездной турпоток в Россию впервые с 2019 года вернулся к росту. По данным Пограничной службы ФСБ РФ, в 2023 году по сравнению с 2022 он увеличился на 235% и составил 670,7 тыс. прибытий. С деловыми целями зафиксировано 605,6 тыс. прибытий, рост 67,6%. Соответственно изменились и показатели гостиничного бизнеса.
В частности, московские отели класса люкс по итогам 11 месяцев 2023 года зафиксировали увеличение средней загрузки и доходности на номер на 56% и 55% соответственно. С января по ноябрь 2023-го, по данным консалтинговой компании IBC Real Estate, средняя заполняемость отелей составляла 50%, притом что в 2022 году этот показатель «плавал» где-то на уровне 34%. Средняя цена на номер за период с ноября 2022 года по ноябрь 2023 достигла 25 000 рублей.
О том, откуда приезжали и какие услуги запрашивали гости люксового сегмента столичных средств размещения, а также об ожиданиях на текущий год RTN рассказала директор гостиницы «Балчуг Кемпински Москва» 5* Лада Самодумская.
«Несмотря на геополитическую напряженность, центральные премиальные отели Москвы продолжают принимать иностранных гостей. В 2022 году их доля в загрузке была 40%, в 2023 – 50%. Эти цифры могут варьироваться для отдельных пятизвездочных гостиниц у Кремля, но в целом они похожи.
Наиболее активный рост турпотока из зарубежа начался в июле прошлого года, постепенно восстанавливая загрузку и увеличивая показатели средней цены, дохода и прибыльности люксовых отелей столицы.
«Балчуг Кемпински» в декабре показал рост дохода от номерного фонда по сравнению с аналогичным месяцем 2022-го более чем в три раза и более чем в два раза по сравнению с допандемийным 2019 годом, загрузка выросла в два раза, а средняя цена в полтора раза. Для декабря такие показатели – исторический рекорд.
Январь 2024 года продемонстрировал аналогичный тренд. Ожидания от первого полугодия у нас позитивные, но темпы роста во второй половине года скорее всего замедлятся.
В 2023 году в список стран-лидеров, обеспечивших отелям класса люкс наибольшее количество деловых путешественников и туристов, вошли ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Турция, Германия, Италия, Франция, Кувейт. Немало было гостей из стран СНГ. Длительность проживания – от 2 до 7 ночей, дольше всех оставались туристы из стран Ближнего Востока.
В этом году мы ожидаем увеличение количества гостей из Китая, Индии и стран ближнего зарубежья.
Отмечу, что работа с клиентами из стран Ближнего Востока имеет свою специфику. Например, большинство из них не заказывают алкогольные напитки, поэтому наблюдается некоторое снижение показателей дохода ресторанов в этой позиции. Вместе с тем гости активно пользуются рум-сервисом и другими дополнительными услугами отеля. И благодарно комментируют наличие халяльных опций в меню завтрака и в ресторанах отеля.
Из сложностей можно упомянуть разве что непосредственно связанное с санкциями. Хотелось бы, чтобы отправляющие и принимающие компании активно информировали гостей о проблемах с использованием в России иностранных кредитных карт и невозможностью оплаты услуг отелей наличной валютой на месте, а также о вариантах разрешения этой ситуации.
Отмечу еще один общий тренд для иностранных и локальных туристов: большое количество семей. Этот показатель растет из года в год, что говорит о популярности Москвы как направления для разных видов туризма – образовательного, познавательного, фестивального, спортивного и событийного.
Мы ценим усилия правительства Москвы и Мостуризма, которые организуют в столице разнообразные фестивали, привлекая гостей из регионов и других стран. Не менее важны мероприятия по продвижению Москвы в разных странах и регионах, которые проводит Мостуризм. Мы всегда участвуем в них, встречаемся с местными туроператорами, налаживаем контакты, и их клиенты становятся нашими гостями.
Большинство гостей, которые приезжали к нам в зимнее время, интересовались билетами в цирк, посещением зоопарка, хаски-турами, ресторанами с локальной кухней и премиальными магазинами.
Готовясь к летнему наплыву туристов люксовые отели увеличили или задумываются об увеличении штата консьержей в связи с большим количеством запросов на экскурсионные услуги, туры и бронирование ресторанов».
Кристина Голубева