По городам Золотого кольца поехали туристы, которые раньше предпочитали Европу
По городам Золотого кольца после пандемии и начала СВО поехали туристы, которые прежде выбирали экскурсионные туры по Европе, рассказали RTN туроператоры. В целом спрос на направлении стабилен, но его росту мешает постоянное повышение цен, в первую очередь, на музеи и транспорт. Часть аудитории оттягивает на себя программа «Московское долголетие», в рамках которой пенсионерам предлагают бесплатные путешествия.
В компании «Виадук Тур» отметили незначительный рост объемов в этом сегменте – не более 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В основном, это организованные группы. Поехали, среди прочего, те, кто привык путешествовать за границу и уже не раз побывал в Москве и Петербурге», – уточнила генеральный директор Лариса Федорова.
По оценке коммерческого директора компании «Алеан» Оксаны Булах, прирост объемов продаж Золотого кольца составил в этом году 15% к показателям июня 2022 года. Наибольшим спросом пользуются туры выходного дня.
Директор российского отдела компании «Ванд» Ирина Астахова считает, что по маршрутам Золотого кольца после пандемии больше стали ездить самостоятельно, а организованный групповой турпоток сокращается. «По ощущениям, этот сегмент у нас сократился раза в два за последний год. Причем чаще в этих городах берут отдых на природе, чем экскурсионку. Проживают в санатории или пансионате, иногда выезжая посмотреть окрестные достопримечательности», – говорит она.
Эксперт также напомнила, что основной контингент таких туров – люди пожилого возраста, которые лето традиционно проводят на дачах. Дополнительным фактором, отвлекающим от покупки туров у оператора, она назвала программу «Московское долголетие», предлагающую бесплатные однодневные туры в Подмосковье.
«Понятно, что и качество у них хуже, и всего на день вывозят, а людям все равно интереснее поехать бесплатно. Поэтому у нас Золотое кольцо проседает, зато активно бронируют Калининград, Байкал, Камчатку и другие дальние направления», – сказала Астахова.
Туристы предпочитают классические путешествия по Золотому кольцу
Помимо классических туров, операторы пытаются предлагать и новинки, в основном, в сфере агротуризма: сыроварни, бондарни, лошадиные фермы, а также небольшие частные музеи.
«Но группы в такие туры не набираются, на Золотом кольце люди все же выбирают хорошо зарекомендовавшие себя классические программы. И самыми востребованными городами остаются Ярославль, Суздаль и Кострома», – заметила Оксана Булах.
С коллегой согласна Ирина Астахова: «Сейчас принято разбавлять традиционные программы какими-то дополнительными локациями. Что только ни показывают, зачастую такие экспозиции притянуты за уши к названию – например, какой-нибудь музей ряпушки. Или завлекают дегустациями, а угощают не пойми чем. А туристы все же хотят увидеть классические музеи и достопримечательности», – говорит она.
В компании «Виадук Тур», напротив, считают, что классику неплохо иногда разнообразить новыми объектами показа, так как в городах Золотого кольца появляются и вполне привлекательные негосударственные музеи и достопримечательности. И если уж туристов туда привезли – почему б не показать что-то еще помимо архитектурных и исторических памятников.
«Такие избранные места, на мой взгляд, украшают программу, делают маршрут разноплановым. К примеру, под Переславлем-Залесским появилась хорошая сыроварня Марии Коваль, включаем ее в классические программы. В Переславле-Залесском туристам интересен новый Музей граммофонов. В Сергиевом Посаде показываем теперь не только Лавру, недавно там открылись весьма любопытные Музей брендов, истории и дизайна упаковки и Музей советского детства. Отзывы очень хорошие», – подчеркнула Федорова.
Сколько стоят туры по Золотому кольцу после повышения цен
В компании «Ванд» отметили, что цены выросли по всем городам маршрута, но особенно подорожали однодневные туры: прежде они стоили около 2 тысяч рублей, теперь – почти 3 тысячи, и отдельно еще придется заплатить за обед. Двухдневные программы с 7-8 тысяч рублей выросли до 10 тысяч. Стандартный трехдневный тур по кольцевому маршруту Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль стоит 15 тысяч рублей с человека.
«Пятидневный тур будет стоить около 30 тысяч рублей, и это неподъемные деньги для многих семей. К тому же, нередко экскурсии стали выносить за стоимость тура. Например, заявлена основная программа и пакет дополнительных экскурсий, куда входят стены Ростовского кремля, Музей деревянного зодчества, то есть самое интересное. Придется еще 2 тысячи доплатить. Транспортные компании меняют цены в сторону увеличения чуть не каждые две недели. Думаю, высокая стоимость и есть основная причина снижения организованного турпотока по Золотому кольцу», – подчеркнула Астахова.
Лариса Федорова подтвердила увеличение стоимости поставщиками: «В первых рядах, как всегда, повышает цены Владимиро-Суздальский музей: недавно опять прислал рассылку об очередном подорожании с 1 июля. Зато отели держат тарифы, надеюсь, так и отработаем сезон до конца».
Как отметила Булах, цены перед летним сезоном выросли в несколько этапов, суммарно подорожание составило 15-20%. Стоимость пятидневного тура в июле на День любви и верности на семью из двоих взрослых и ребенка до 10 лет составит от 61 тысячи рублей. Маршрут включает Сергиев Посад, Александров, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Плёс, Иваново, Владимир, Гаврилов Посад, Суздаль, Боголюбово, Владимир.
Семидневный тур в июле стоит от 105 тыс. рублей на семью из трех человек. К программе добавляются Гусь-Хрустальный, Рязань, Муром, Нижний Новгород, Гороховец.
Наталья Панферова