Почему российские авиакомпании переставляют самолеты на зарубежные направления
Российские авиакомпании на летний сезон увеличивают количество рейсов за рубеж и сокращают на внутренних направлениях. Как опасаются в Минэкономразвития, это может негативно сказаться на развитии внутреннего туризма. Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин рассказал RTN, почему растет перевозка за рубеж.
По словам главы министерства Максима Решетникова, в прошлом году по России путешествовали около 62 млн туристов. В этом году прогнозируется рост турпотока на 5%, или 7 млн человек. «И очень важно, чтобы этот рост был обеспечен предложением. Но на сегодняшний момент мы видим, что емкость на внутренних воздушных линиях относительно прошлого года снизилась по планам авиакомпаний на 10%, в то время как международных повысилась на 24%», – сообщил он на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства, посвященном развитию туризма.
Ранее в Минэкономразвития прогнозировали, что в летнем сезоне объем авиаперевозки может оказаться недостаточным по самым популярным туристическим направлениям – в Краснодарский край, Москву, Петербург, на Урал и Северный Кавказ.
Авиакомпаниям выгоднее летать за рубеж
По мнению Дмитрия Горина, приведенная на совещании статистика вполне объяснима. «Для авиакомпаний международные перевозки – всегда более доходные. И так как флот российских перевозчиков, допущенный до полетов за рубеж на самолетах иностранного происхождения, в этом году увеличился почти в пять раз – в прошлом июне самолетов было 44, сейчас 200, то они используют новые возможности для полетов в другие страны», – пояснил RTN вице-президент РСТ
Как напомнил эксперт, сейчас для прямых рейсов открыто 35 стран, из которых российские перевозчики летают в 22. Объемы зарубежной перевозки действительно растут: открываются новые направления, на них увеличивается емкость.
«Внутренние перевозки были как раз в переизбытке. Чтобы не потерять доходность, перевозчики начали перенаправлять свободные борта на другие направления, в том числе зарубежные. Это вполне оправданно, так как у авиакомпаний большие накладные расходы на керосин, ремонт и обслуживание самолетов. Тем не менее, если раньше на долю международных перевозок приходилось 40%, а на внутренние 60%, то сейчас это соотношение выглядит как 20% на 80%», – говорит Горин.
По его мнению, это все равно больше, чем планировали авиационные власти.
Российские перевозчики будут больше летать в Турцию
Замминистра транспорта Андрей Костюк сообщил на совещании с президентом, что в 2023 году 15 российских авиакомпаний выполняют рейсы в 22 страны. А список международных аэропортов в этом году пополнится Ижевском, Тобольском и Норильском.
Наиболее заметно, по его словам, вырастет число рейсов в Турцию – на 50% по сравнению с летом 2022 года.
«Российскими авиакомпаниями запланировано выполнение более 720 рейсов в неделю по 62 маршрутам. Турецким перевозчикам на это лето согласованы заявки на выполнение регулярных полетов между Россией и Турцией по 37 маршрутам с частотой 629 рейсов в неделю», – сказал Костюк.
Как уже сообщалось, о расширении авиасообщения между Россией и Турцией с целью развития туристических обменов договорились президенты двух стран в конце апреля.
Хватит ли туристам рейсов по России
«Мы с Минтрансом и авиакомпаниями эту ситуацию проанализировали. Авиакомпании утверждают, что у них глубина бронирования уменьшилась, поэтому есть некоторое снижение, но они оперативно оценивают ситуацию и будут добавлять рейсы. Провозных емкостей достаточно», – сообщил Максим Решетников.
Андрей Костюк, в свою очередь, заверил, что при наличии спроса провозная емкость воздушных судов будет не меньше, чем в 2022 году.
«При необходимости авиаперевозчики осуществляют оперативный маневр флота, заменяя воздушные суда меньшей вместимости на большую на востребованных направлениях. Парк пассажирских самолетов насчитывает 1162 воздушных судна. Цифры сопоставимы с апрелем 2022 года. Таким образом, можно констатировать, что при наличии спроса отрасль обеспечит емкости в 2023 году на уровне не меньше, чем в 2022», – пояснил он.
Авиабилеты по России дорожают
Как сообщил Дмитрий Горин, параллельно с сокращением объема внутренних авиаперевозок растут цены на авиабилеты по России. Он напомнил, что ФАС говорит о подорожании на 10%, Росстат – на 20%, Минтранс видит рост от 5% до 30%. Причины, по словам эксперта – удорожание обслуживания самолетного парка, а также сокращение субсидий на внутренние перелеты. Но не только.
«Для роста цен на авиабилеты по России сейчас есть объективные причины. Последние три года они были ниже уровня 2019 года, и сейчас авиакомпании возвращаются к допандемийным тарифам, которые были экономически обоснованными. Так что в этом году уже не будет дешевых билетов на уровне пандемийного или переходного периода, то есть 2022 года», – говорит эксперт.
Светлана Ставцева