Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Подорожают ли авиабилеты в Турцию из-за отказа в заправке части российских самолетов
Главные новости

Подорожают ли авиабилеты в Турцию из-за отказа в заправке части российских самолетов

12:35, 17 марта 2023

Российские авиакомпании столкнулись с проблемами при заправке самолетов американского производства в турецких аэропортах. По данным турецкого портала Airporthaber, решение об отказе в заправке самолетам из РФ и Белоруссии, имеющим более 25% комплектующих производства США, принято по указанию турецкого Министерства торговли 14 марта. Авиаэксперт Роман Гусаров рассказал RTN о возможных последствиях этого решения.

Турецкая компания Havaş, крупнейший оператор наземного обслуживания авиарейсов в стране, еще в январе предупредил российских перевозчиков о том, что, возможно, не сможет обслуживать некоторые их самолеты из-за ограничений, введенных Минфином США. 

Как пишет «Коммерсантъ», в российских авиакомпаниях подтвердили существование проблемы и заверили, что работают над ее решением. При этом они не получали официальных уведомлений от турецких властей или партнеров. По данным Airporthaber, всего под запрет попали 44 самолета, в том числе 15 «Аэрофлота». В «Аэрофлоте», впрочем, заявили, что выполняют полеты в города Турции «в штатном режиме, по расписанию, в рамках заявленной программы полетов». В пресс-службе S7 также сообщили о работе на турецком направлении в штатном режиме.

Какие российские самолеты не заправят в Турции 

В списке преимущественно самолеты американского производителя Boeing – всего их 44. Крупнейший эксплуатант этих лайнеров – «Аэрофлот», но также есть самолеты, принадлежащие российским авиакомпаниям Azur Air, IFly, Pegas Fly, «Победе», «России», S7, Utair, «Уральским авиалиниям», Red Wings, Nordwind, «Ямалу» и грузовой авиакомпании AirBridgeCargo. Кроме того, под ограничения подпадают не только самолеты Boeing, но и Airbus с американскими комплектующими.

«Пока нет официального сообщения на эту тему. Источник, на который все ссылаются, мне не кажется убедительным», – сказал Гусаров.

По его словам, само требование о 25% американских деталей довольно странное. «Любой самолет, и Boeing, и Airbus, и Gulfstream, – это конструктор, в котором множество деталей, произведенных в разных странах. Даже в том же Boeing может быть большинство деталей, которые вовсе не произведены в США. Чисто теоретически, под американские экспортные ограничения может подпасть совершенно любой современный самолет, и не важно, где он был произведен».

Более того, как заметил г-н Гусаров, санкции экспортного контроля действуют еще с весны прошлого года, но до сих пор российские авиакомпании летают в Турцию и из нее. 

«То есть в данном случае мы имеем дело даже не санкциями, потому что в санкциях такие ограничения по заправке самолетов не прописаны. Мы не можем летать в ЕС и там заправляться, чего и не делаем. Сейчас же мы сталкиваемся фактически с расширением юрисдикции США и ЕС на третьи страны, они давят на них, в том числе на Турцию, понимая, что это один из главных хабов и туристических направлений для России. Для Турции же это своеобразная проверка на самостоятельность», – полагает эксперт. 

По его словам, если бы это все было в рамках официальных санкций, в правовом поле, то полеты наших самолетов запретили бы уже давно. Поэтому, как считает Гусаров, не исключено, что не так сильно давление США, как желание самих турок расширить свою долю в перевозках с Россией.

Какими будут ответные меры России

«Статистика говорит о хорошем спросе со стороны наших туристов, люди готовы ехать, деньги есть, особенно востребованы качественные дорогие отели, растет спрос в других странах на Турцию. На этом можно играть. В начале прошлого сезона, когда наши авиакомпании не могли летать, турецкие перевозчики заняли весь рынок и прекрасно зарабатывали», – сказал он. 

В этой ситуации, как полагает эксперт, есть три решения. Турки запретят летать россиянам, а Москва в ответ закроет небо для турецких авиакомпаний. Второй вариант – российские авиакомпании не смогут летать в Турцию, но в ответ Москва отменит все ограничения для турецких перевозчиков, чтобы не прерывать авиасообщение между странами. Третий – договариваться, возможно, о создании некоего независимого заправщика, так как в продолжении авиасообщения заинтересованы обе стороны. 

«Прогнозировать трудно. Из-за высокого сезона, спроса можно ждать удорожания перевозки. У нас, конечно, всегда есть чем ответить Турции, но не исключаю, что в нынешних сложных обстоятельствах авиарынок, к сожалению, может быть Турции отдан. И тогда рост цен на билеты буде уже совсем другим», – сказал он. 

Минтранс отрицает проблемы с заправкой в Турции

Рейсы российских авиакомпаний в Турцию выполняются в штатном режиме, проблем с наземным обслуживанием самолетов нет, заявил «Интерфаксу» представитель Минтранса РФ.

«Минтрансом России проводятся консультации с турецкой стороной по отдельным вопросам топливного обеспечения российских самолетов. Проблем с наземным обслуживанием в аэропортах Турции для бортов российских авиакомпании нет», – сказал представитель ведомства.

Светлана Ставцева


Обсудить в telegram

вам может быть интересно