Речные круизы на осень продаются лучше, чем год назад с кэшбэком
Операторы речных круизов отмечают рост продаж на осень, хотя в этом году их не поддерживает акция кэшбэка. Как считает генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский, во многом это связано с расширением рамок сезона: благодаря прошлогоднему круизному буму россияне поняли, что путешествовать по рекам осенью также приятно, как летом, а стоит это существенно дешевле.
Заместитель генерального директора компании «ВодоходЪ» Илья Суховольский отметил, что средняя загрузка на осень по 24 теплоходам туроператора уже выше 74%: «Продажи круизов на сентябрь заметно выше октябрьских. Наш флагман «Мустай Карим» на этот месяц почти распродан, остались единичные каюты на разных рейсах. В октябре мест пока больше», – уточнил эксперт.
Стабильно высокий спрос сохраняется на короткие круизы из Санкт-Петербурга на Валаам. С 15 сентября на четырех теплоходах «Водохода» состоится 28 тематических маршрутов «Бархатный сезон на Валааме и Мандрогах».
На первую половину сентября в «Водоходе» также хорошо загружены круизы по Золотому кольцу. По словам эксперта, Углич, Тверь, Мышкин, Ярославль, Кострома, Плёс, Рыбинск, Калязин остаются в топе продаж в течение всего сезона. Из Нижнего Новгорода хорошо загружаются круизы до Казани, в Елабугу, Кострому и до Плёса. Всего на осень туроператор предлагает более 60 тематических круизов для взрослых и детей.
«В прохладную погоду туристы больше времени проводят на борту и, чтобы разнообразить досуг на борту, мы приглашаем интересных спикеров, организуем дегустации и квесты. Например, в энокруизах предлагаем программы с дегустациями вин, знакомство с лучшими винодельнями страны, лекции профессионального сомелье. В оздоровительных круизах туристы смогут получить индивидуальную консультацию эндокринолога, невролога, косметолога или психотерапевта», – пояснил Суховольский.
По его словам, осенние цены в среднем на 15% ниже летних. На круизы, которые продаются слабее, туроператор вводит сезонные скидки и специальные предложения «Успей купить», «Второе место в подарок». На популярные и востребованные маршруты стоимость существенно не меняется.
Руководитель по связям с общественностью туроператора Fun&Sun Ольга Иванова рассказала, что перед началом школьного года наступают даты пониженного спроса, а вот со 2-3 сентября продажи снова активизируются. «У нас повышенный спрос на круизы из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода продолжительностью от 2 до 7 ночей», – сказала она.
Сейчас туроператор предлагает круизы от 21 768 рублей на человека при двухместном размещении с питанием, экскурсиями и анимацией. Fun&Sun впервые в этом году запустил речные круизы под собственным брендом. Для этой программы «ВодоходЪ» предоставил теплоход, прошедший полную реновацию в 2019 году. Он также обеспечивает обслуживание на борту и экскурсионную программу, а Fun&Sun отвечает за питание, организацию досуга на судне и реализацию круизов.
«Концепция Fun&Sun Cruise разрабатывалась на основе формата семейного отдыха Fun&Sun Family, который мы не первый год предлагаем в гостиничном бизнесе. Например, на теплоходе работает детский клуб Toucan», – сказала Иванова.
Как сообщил руководитель отдела продаж туроператора «Донинтурфлот» Александр Шкарупин, спрос на круизы компании однозначно лучше, чем в то же время год назад. «В прошлом году нам пришлось снимать с осенних маршрутов некоторые теплоходы, в этом мы с объемом справляемся. Более того, на октябрь поставлены дополнительные рейсы, правда, пока загрузка нас не очень радует. Но время еще есть, решение снимать их или оставлять, будем принимать в середине сентября. Немного отстают по спросу также последние рейсы этой навигации, перегонные в Ростов», – пояснил эксперт.
В целом, по его словам, летний сезон-2023 оказался лучше прогнозов. «Мы впервые прошли навигацию с полным флотом, задействовав вместо 5 теплоходов в 2022 году, все 10. Это был серьезный риск, тем не менее, удвоив объемы, мы оцениваем потери как минимальные. Лето было просто супер, весна чуть слабее. Но в целом туристы и агентства продемонстрировали высокую лояльность к бренду, мы получили результат выше наших ожиданий», – уточнил Шкарупин.
Как пояснил RTN генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский, вышедшие в эту навигацию дополнительные теплоходы не могли не сказаться на сезоне.
«Они в значительной степени удерживали цены от роста. Все эти лайнеры – высокого уровня, премиальные, с современным уровнем удобств. Они были очень востребованы летом и точно останутся в топе спроса осенью, потому что здесь туристы чувствуют себя максимально комфортно», – сказал он.
«Сентябрь продается активно, но было бы лукавством сказать, что так же хорошо, как год назад, когда действовал кэшбэк. С другой стороны, и не так, как в допандемийные годы, когда к середине сентября поток падал в разы и все теплоходы уходили в затоны, сезон заканчивался», – уточнил Михайловский.
По его словам, у кэшбэка, помимо стимулирования спроса, был еще один важный плюс: многие туристы узнали, что в круизах тоже есть низкий сезон, когда цены падают, а отдых остается таким же комфортабельным.
«Люди поняли, что круизный отдых, хоть и связан с водой, все-таки больше «про гостиницу». Причем, не пляжную, а находящуюся в красивом природном окружении. И экскурсии осенью берут так же хорошо, как и летом. Погода имеет гораздо меньшее значение, если программы интересные, а цены на осень на 25-30%, а иногда больше, выгоднее, чем летом», – сказал Михайловский.
Как заметил Михайловский, еще какое-то время назад круизная навигация в Москве заканчивалась к 1 октября, сейчас столичный флот работает до 15 ноября.
Четвертый год подряд российская круизная отрасль работает исключительно на внутреннем рынке. В прошлом году, по данным РСТ, по рекам России путешествовало примерно 600 тыс. круизных туристов. По словам председателя комиссии РСТ по круизам, директора волгоградской компании «Круиз» Алексея Растегаева, в 2022 году, благодаря программе кэшбэка, круизный поток вырос на 25-30% по сравнению с 2021-м, а общее количество туристов на реках России приблизилось к допандемийным показателям.
Андрей Михайловский полагает, что в нынешнем сезоне можно рассчитывать на рост в 10-15%. Главные факторы роста – увеличение числа предложений, а также резко выросший за последние три года интерес к круизам и рост количества возвратных туристов. На речные круизы сейчас работает также снижение спроса на отдых в Крыму и подорожание зарубежных туров.
Светлана Ставцева