Регулирование цен на гостиницы во время крупных мероприятий еще более снизит инвестиционную привлекательность отрасли
Искусственный дефицит номеров, снижение качества услуг, нарушение рыночного баланса, потеря прибыли – это лишь часть проблем, с которыми неизбежно столкнется гостиничная отрасль в случае вступления в силу госрегулирования цен на размещение во время проведения крупных мероприятий. Такое мнение выразили представители Российского союза туриндустрии и независимые отраслевые эксперты.
Президент РСТ Илья Уманский неоднократно заявлял, что туризм может и должен приносить стране существенный доход. Многие массовые мероприятия привлекают в Россию, в том числе, иностранных туристов. Ограничение возможности заработка легального бизнеса приведет к финансовым потерям, а также усугубит конкуренцию с апартаментами и гостевыми домами. Ограничения не коснутся альтернативных форм размещения, которые существуют вне легальной зоны. В комплексе это приведет к продолжающейся тенденции снижения инвестиционной привлекательности отрасли.
Туристическая отрасль единогласно выступает против создания искусственных ограничений для легального бизнеса.
В следующем году в России пройдут массовые мероприятия на которые приедут иностранные делегации и гости – празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, ежегодные деловые мероприятия – Петербургский международный экономический форум, Восточный экономический форум, многочисленные спортивные состязания. Например, ставший уже брендом Казанский марафон, география участников которого постоянно расширяется. На забег 2025 года уже принято 10 000 заявок, в том числе из Австралии, Азербайджана, Германии, Греции, Казахстана, Китая, Колумбии, Малайзии, Белоруссии, Турции, Узбекистана, Эстонии и других стран.
«Мы ожидаем, что в рамках развития отношения со странами BRICS, чему в уходящем году было посвящено очень много внимания на государственном уровне, число международных мероприятий и иностранных гостей в нашей стране будет только расти. Это должно позитивным образом отражаться и на экономике», – уверен Илья Уманский.
Председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Евгений Панкевич считает, что необходимо поддерживать здоровую рыночную конкуренцию и способность рынка реагировать на внешние изменения: «Любой рост спроса на любые услуги практически неизбежно приводит к изменению цен, это нормальный процес для динамично развивающегося рынка. В сегменте гостиничных услуг действуют те же рыночные законы».
По словам Евгения Панкевича, многие предприятия сферы услуг, в том числе отели и другие средства размещения применяют динамическое ценообразование, благодаря которому стоимость номеров может изменяться в течение суток в зависимости от текущего спроса. Таким образом, рынок сам по себе выступает регулирующим инструментом, позволяя гибко реагировать на изменения в спросе и предложении.
«Поддержание рыночных принципов в ценообразовании позволяет организаторам мероприятий более осознанно подходить к выбору времени и места проведения событий, а также максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Развитие туризма зависит от способности предприятий отрасли адекватно реагировать на внешние изменения. Вмешательство в этот тонкий механизм может привести к некорректным последствиям и нарушить баланс», – считает Евгений Панкевич.
Свою позицию озвучил и председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму Сергей Иванов: «По нашему мнению, регулировать цены на гостиничные услуги в России нельзя. Отели находятся в условиях жесткой конкуренции внутри городов, регионов, да и в целом по стране. Регулирование цен приведет к созданию искусственного дефицита или снижению качества предоставляемых услуг. Гостиничная сфера чутко реагирует на повышение или понижение спроса: цены растут в высокий сезон, в период новогодних каникул, при проведении крупных мероприятий. По этому принципу работают все мировые центры при проведении крупных событий. Опыт Татарстана показывает, что в дни международных форумов цены в ряде объектов повышаются, но при этом мы видим сильное снижение цены в период низкого туристического сезона».
Таким образом, при проведении и планировании крупных международных событий организаторы должны быть готовыми к тому, что либо участники будут переплачивать за размещение, либо же следует рассмотреть возможность проведения деловых событий во время низкого туристического сезона, считает Сергей Иванов. Также и туристы могут выбрать наиболее подходящий вариант – отправиться на отдых и забронировать номер по более высокой цене или же выбрать период межсезонья и существенно сэкономить.
Президент Cosmos Hotel Group Александр Биба убежден, что можно рассмотреть разные подходы к формированию ежегодного событийного календаря: «Например, в нашей сети мы применяем динамическое ценообразование, а линейка тарифов формируется с учетом сезона, региональных особенностей и в зависимости от загрузки отелей, дней недели, а также ряда других факторов. Что касается цен на отели во время проведения крупных мероприятий, то здесь стоит рассмотреть возможность проведения таких событий в невысокий туристический сезон. Мы уверены, что подобный подход позволит не только сохранить комфортный уровень цен на отели, но и положительно повлияет на привлечение дополнительного турпотока в регион».
В начале декабря предпринимательские объединения в сфере туризма направили премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с общей позицией по поводу поручения руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия Григоренко Федеральной антимонопольной службе (ФАС) о разработке методики расчета предельной стоимости гостиничных услуг в период проведения особо значимых международных мероприятий. В обращении, подписанном семью руководителями отраслевых организаций, говорится о неуместности введения этого механизма на рынке, где отсутствуют естественные монополии и действует более 23 тыс. объектов размещения.