Российские туристы расширяют список ближневосточных направлений
В лидерах зимнего спроса на Ближнем Востоке традиционно остаются ОАЭ и Египет. Однако, как отмечают туроператоры, российские туристы все больше внимания обращают на Катар, Оман, Бахрейн, Саудовскую Аравию и другие страны региона – прежде всего, на направления, с которыми у России налажено прямое авиасообщение.
По оценке генерального директора компании Space Travel Артура Мурадяна, среди перечисленных стран по спросу лидирует Катар, так как располагает отельной базой, наиболее привычной российскому туристу. «Это пляжные «пятерки» хорошего уровня с различными вариациями питания и алкоголя, в том числе с форматом «все включено». Туда летает большое количество прямых рейсов по вполне доступным ценам. Раскрутке направления помог Чемпионат мира по футболу, поэтому страна на слуху у россиян. По нему видим рост 50-60% к показателям прошлого года, но это эффект низкой базы. Далее идет пляжный Бахрейн, у страны своя привычная аудитория, бронируют стабильно. Саудовскую Аравию продаем точечно, прежде всего берут тематические мероприятия, к примеру, концерты мировых звезд, гран-при «Формула-1», едут паломники на умру. Есть положительная динамика, но без прямых перелетов направление сильно не продвинется», – пояснил он.
Эксперт добавил, что, несмотря на недавно запущенный прямой рейс в Оман, пока страну бронируют не очень активно. «При грамотном продвижении Оман обгонит Саудовскую Аравию, в том числе за счет прямого перелета, и займет нишу между Катаром и Бахрейном. Но всем перечисленным направлениям очень далеко до Эмиратов: каждая из стран за год принимает тысяч 10-20 гостей из России, а в ОАЭ только в неделю приезжают тысячи туристов», – уточнил Мурадян.
Первенство Катара в этом списке отметила и начальник отдела продаж компании «Содис» Ирина Мануильская: «Направление с каждым годом набирает обороты, у них отличный национальный перевозчик Qatar Airways с хорошим бизнес-классом. Шикарный новый аэропорт в Дохе. Наши туристы, делавшие там остановку по пути на Мальдивы, начинали интересоваться Катаром именно из-за аэропорта. Также направление все чаще запрашивают туристы, которым уже поднадоело летать только в Эмираты. Бахрейн немного сдал позиции из-за своей авиакомпании Gulf Air, которая, облетая Иран, останавливалась на заправку на Кипре. А катарцы летают без всяких ненужных посадок», – подчеркнула она.
Эксперт также отметила прирост по Оману с учетом прямого перелета. «Раньше о стране никто не знал, а сейчас менеджеры разбираются, могут грамотно предложить. Страна привлекательная, можно делать красивые экскурсионные программы, жить не в одной гостинице под Маскатом, а в горах, например, в отеле Anantara с прекрасными видами. Все уже слышали про невероятный концертный зал в пустыне Аль-Ула с зеркальными стенами, про островные курорты в Красном море с люксовыми “пятерками”», – сказала Мануильская.
По ее словам, также становится очень привлекательным, в том числе, пляжным направлением Саудовская Аравия, многие туристы уже планируют посетить страну в следующем году. «Ожидаем всплеска спроса в 2025-м. Хотели бы еще продавать Кувейт и Иорданию, но на них сейчас нет спроса», – отметила эксперт.
Генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов также наблюдает наибольший интерес к Катару и Оману, далее по объемам идут Саудовская Аравия и Бахрейн, прямым рейсом летают также в Иорданию. «Кувейт не востребован, о нем узнали толком после стыковочных рейсов Jazeera Airways на Кипр и в Грецию. Сейчас Саудовскую Аравию гораздо больше спрашивают именно туристы, а прежде – только паломники. Там уже открыли курорт Red Sea Project с тремя шикарными гостиницами и совместными пляжами, где могут купаться и мужчины, и женщины. Активно бронируют. К концу следующего года на курорте будет уже 19 отелей, также ожидаем открытия курорта Неом, расположенного ближе к Шарм-эль-Шейху и к Акабе. Туристов привлекает также Алюла – вторая набатейская столица после иорданской Петры. Саудовской Аравией в целом активно интересуются, думаю, спрос на нее будет только расти», – говорит Арутюнов.
По его словам, Катар после Чемпионата мира по футболу ослабил продвижение, но надо поддерживать интерес туристов – иначе забудут. Также Бахрейну и Кувейту нужно больше рекламироваться на российском рынке.
Наталья Панферова