Суздалю требуется обновление турпродукта
Спрос на путешествия в Суздаль, один из самых популярных городов Золотого кольца, всегда был высоким. Но в последние годы турпоток трансформируется – популярность групповых туров снижается и все больше туристов едет туда самостоятельно. Среди причин туроператоры называют заметный рост цен на групповые туры, конкуренцию с другими направлениями и в целом снижение популярности автобусного экскурсионного туризма в традиционном формате.
«Мы много лет возим в Суздаль экскурсионные автобусные туры, это отдельный сегмент, который всегда пользовался спросом. Но сейчас спрос меняется, для наших клиентов такие поездки становятся дороговаты. Понятно, что Суздаль очень дорогой город сам по себе, если сравнивать с остальными направлениями Золотого кольца. Если в среднем обед туриста стоит около 500-600 рублей с человека, то в Суздале уже 800-900, дороже обходится и экскурсионная программа, и размещение. В этом году параллельно предложили аналогичную двухдневную программу с ночевкой во Владимире. И вот таких групп набирается больше», – сообщила генеральный директор компании «Русь» Елена Соловьева.
Она пояснила, что стоимость тура с проживанием в гостинице во Владимире составляет порядка 10,8 тыс. рублей, с ночевкой в Суздале – на 2 тыс. больше.
«Цена играет решающую роль, и если сравнить с Костромой, которая, кстати, сейчас активнее продается на майские праздники, то туда весьма насыщенная программа с дегустациями и интерактивом стоит столько же, сколько тур в Суздаль с гораздо более скромным наполнением», – подчеркнула она.
Еще одна причина снижения продаж Суздаля у туроператоров – появление в регионах множества других интересных экскурсионных маршрутов.
«Сейчас россиянам интересны нестандартные туры: гастрономические, интерактивные и т.д. Мы как-то предложили такой тур в Суздаль, но цена оказалась неподъемной, не пошло. К тому же на майские растет популярность других направлений: к примеру, помимо Костромы, очень хорошо продаются Карелия, Калининград, Псков. Другая тенденция – уход туристов в самостоятельные поездки», – пояснила Соловьева.
По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, Суздаль остается популярным направлением уже много лет: на майские он наблюдает прирост 20% к аналогичному периоду прошлого года.
«Суздаль у нас всегда идет в составе комбинированных маршрутов по Золотому кольцу, например, вместе с Владимиром, Боголюбово, Ярославлем, это 2-5-дневные классические экскурсионные программы. Места в отелях на пиковые даты берем заранее, предлагаем порядка 40 экскурсионных программ в этот регион. Если нужно только размещение, у нас есть хорошие варианты от 40 тыс. до 70 тыс. рублей на двоих на три ночи», – рассказал он.
Эксперт добавил, что в последние годы ощущается некоторая стагнация классического экскурсионного туризма. Туристы все реже хотят путешествовать на автобусе по тому же Золотому кольцу, по 8 часов слушая об истории Владимиро-Суздальского княжества.
«Как правило, в Суздаль приезжают на личном транспорте, бронируют только размещение, на осмотр города отводят 2-3 часа в день: ходят по музеям и достопримечательностям, иногда с гидом, да и просто тусуются, делая красивые фотографии. Им не нужна такая плотность исторического контента, который был востребован еще 10-20 лет назад. Молодежь за 10 минут прочитает об этом в интернете, им нужен иной контент – интерактивный и цифровой», – считает Ромашкин.
Сейчас соотношение по бронированию групповых и индивидуальных туров составляет 50 на 50. Самостоятельные туристы часто уже на месте интересуются гидами или ищут их в интернете.
«К сожалению, гиды, особенно на праздники, очень заняты. Из положения зачастую выходят с помощью аудиогидов и тут главное – не сбиться с маршрута, иначе будешь введен в заблуждение относительно увиденного. В общем, Суздаль – направление живое, по-прежнему интересное, но требуется обновление продукта: новые формы освоения исторического городского пространства, новые идеи и экскурсии, скорее даже – занимательные исторические рассказы», – говорит Сергей Ромашкин.
Наталья Панферова