Туристы хотят столиц: Москва и Петербург остаются самыми популярными направлениями экскурсионных туров по России
Интерес россиян к экскурсионным турам по стране начал резко расти после пандемии, и тенденция продолжается уже третий год. Спрос в этом году был бы еще выше, если бы возобновилась акция кешбэка. Лидирующими направлениями остаются Москва и Санкт-Петербург, где туристы активно интересуются новыми объектами показа и форматами экскурсий.
Директор по маркетингу компании «Мос-Тур» Элла Баранова отметила несколько трендов, определяющих происходящее в сегменте экскурсионно-познавательного туризма. Это быстрая цифровизация, снижение среднего чека при сохранении частоты поездок, путешествия всей семьей, спонтанность поездки или принятия решения о выборе экскурсии, запрос исключительно на положительные эмоции, востребованность особого позитивного эмоционального опыта в путешествии через оригинальные экскурсионно-познавательные форматы, обязательная уникальность турпродукта, кастомизация под уникальный запрос, камерность формата.
«У категории 55+ по-прежнему востребованы классические экскурсионные форматы и туры с запланированным посещением столичных театров и музеев. Также к экскурсионному турпродукту Москвы «развернулся» турист 30+. И если региональный клиент выбирает преимущественно семейные поездки с детьми школьного и дошкольного возраста, то оставляют время и для себя тоже, выбирая новые экскурсионные форматы», – пояснила Баранова.
У туроператоров растут продажи экскурсионных туров
По словам генерального директора компании «Виадук-тур» Ларисы Федоровой, продажи экскурсионных туров выросли на 15% по сравнению с прошлым летом, востребованы Москва, Казань, Калуга, Дагестан.
«Сезон стартовал хорошо: выросли показатели по Петербургу и Калининградской области, Нижний Новгород активно спрашивают, каждые выходные отправляем туда полные сборные группы. Видим высокий спрос на Дагестан, но им много чего еще нужно сделать для улучшения сервиса и инфраструктуры», – сказала эксперт.
Как отметила генеральный директор компании «Тари-тур» Марина Левченко, сейчас туристов немало как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, но среди них очень много самостоятельных путешественников.
«Лето началось с небольшим снижением объемов в отсутствие кешбэка, посмотрим, как пойдет дальше. Глубина продаж малая, покупают за неделю, максимум за две. Думаю, с июля народ активизируется. Москва у нас хорошо продается в сборных группах на уикенды, приезжают семьи с детьми. Город уже можно считать пляжным направлением: открылось пять новых бассейнов, благоустроены пляжные зоны, много интересных комбинированных экскурсий. Но все же кешбэк не помешал бы», – подчеркнула она.
Туристы ждут от Москвы новых впечатлений, в том числе гастрономических
В прошлом году в «Мос-Тур» заметили смещение интереса туристов от классических экскурсий к иммерсивному формату – в виде спектаклей, познавательных лекций и гастрономических приключений. Популярными становятся экскурсии с гастрономической составляющей «Метрополь – московская легенда Серебряного века», иммерсивная прогулка «Московская мистика в реальных историях» – светский формат знакомства с Донским и Даниловским монастырями, которую оценила и молодежная аудитория, и старшее поколение, иммерсивная экскурсия-спектакль «Горожане в Авангарде». Также спросом пользуются квартирники в сталинской высотке, где устраивают лекции от харизматичных интеллектуалов и коллекционеров на самые разные темы.
«Подобный формат позволяет проникнуться духом Москвы и поверить городу от всего сердца, а еще это приятные собеседники, уютная атмосфера и вкусное угощение. Востребованы и лекции об истории моды и искусства с аристократическими завтраками и игристым в отеле Savoy», – сообщила эксперт.
Среди новинок этого лета Элла Баранова назвала туры, созданные для знакомства с арт-кластером Москвы, при этом они не требуют от туриста искусствоведческой подготовки. Также появилась линейка туров «777», отвечающих на вопрос «Да что я не видел в вашей Москве». Это программы для второго, третьего, десятого посещения.
Компания «Виадук-тур» включила в свои столичные программы посещение Ленинской библиотеки. Это оказалось очень востребовано, людям интересно, отзывы хорошие. «Конечно, всем интересно, где в библиотеке снимали сцены фильма «Москва слезам не верит», этот зал тоже показывают. Также люди хотят увидеть, как устроена современная библиотека. Осматривают старые картотеки и самые древние издания, пневмопочту и поезда для книг. Очень нравится», – уточнила Лариса Федорова.
Туры в Москву дешевле, чем в Петербург
Московские цены держатся с января этого года – после подорожания к новогодним праздникам, стоимость поездок в Петербург выросла в пределах 3-5%. «Как всегда, расстраивают железнодорожные цены, просто драконовские тарифы. Но ничего не поделать – динамическое ценообразование», – заметила Федорова.
Марина Левченко сообщила, что в Москву на выходные – обычно 3 дня и 2 ночи – можно поехать, заплатив от 5 тысяч рублей на человека с размещением в гостинице на базе завтраков и большим количеством экскурсий, «и это будет выгоднее, чем всё бронировать самому напрямую, потому что групповые тарифы дают преимущество».
В Санкт-Петербург групповой тур с размещением в центральных отелях и с хорошей экскурсионной программой на автобусе стартует от 7-8 тысяч рублей. «Питер всегда был немного дороже Москвы, а столица выходит дешевле за счет большего числа отелей, предлагающих хорошие цены, особенно на туры выходного дня», – пояснила Левченко.
Наталья Панферова