Туроператоры меняют формат работы с агентствами из-за электронной путевки
В связи со вступлением в силу закона об электронной путевке туроператоры начали менять формат своих правоотношений с турагентствами, чтобы соответствовать требованиям о порядке передачи сведений в эту информационную систему. В частности, о новых условиях агентского договора объявил туроператор «Библио-Глобус».
Компания предложила своим агентствам до 1 декабря 2023 года заключить договор, который предусматривает ряд новых условий. Это вызвало довольно бурную реакцию в агентском сообществе. Некоторые изменения действительно ощутимо меняют устоявшийся формат взаимоотношений между туроператором и агентством. Плюс сам туроператор имеет большой вес на рынке, фактически выполняя на некоторых направлениях системообразующую роль. В итоге изменение его политики затрагивает значительную часть агентского рынка.
В частности, новая версия взаимоотношений предусматривает, что турагент заключает договор о реализации турпродукта только по ценам, указанным в системе бронирования туроператора, полностью перечисляет ему оплату и по прошествии пяти дней получает агентское вознаграждение.
Такой формат уже практикуется на рынке, тем не менее, значительная часть агентств действует по старинке. Согласно нормам отраслевого закона о туризме и правилам оказания услуг по реализации турпродукта, агент сначала заключает договор с клиентом, получает у туроператора подтверждение тура и сообщает ему о заключении договора с туристом. После оплаты тура клиентом направляет деньги оператору, сразу удерживая свою комиссию. Новая схема лишает агента возможности самому устанавливать цену путешествия и удерживать свою комиссию. Ему придется ждать ее получения после согласования отчета с оператором.
При этом агентское вознаграждение выплачивается только при условии безналичной оплаты тура с расчетного счета юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если агентство принимает оплату от туриста напрямую или через терминалы, переводы, оно не может рассчитывать на вознаграждение.
Есть и другие новшества. Например, как сообщает «Библио-Глобус», бронировать заявки у него смогут только агентства, заключившие с ним договор и входящие в Единый федеральный реестр турагентств.
Как пояснил RTN руководитель комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по агентской деятельности, директор управляющей компании сети турагентств «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов, на туристическом рынке сейчас идут структурные изменения.
«Это связано с тем, что туризм становится полноценной отраслью экономики. Новшества должны сделать турбизнес более прозрачным, а правовые отношения внутри него – понятными для всех. Позиция РСТ такова, что в данном случае туроператор просто выполняет требования нового закона об электронной путевке, главная задача которого – упорядочить работу на рынке. При этом не стоит забывать, что отношения туроператоров и агентов – это отношения двух хозяйствующих субъектов, которые вправе принимать или не принимать условия работы друг с другом. Турагентства могут принять новые условия оператора или отказаться от работы с ним», – говорит эксперт.
По словам Агафонова, новые условия не меняют бизнес агентств принципиально, но под них надо подстраиваться, тем более что это – долгосрочный тренд на повышение прозрачности туристического рынка.
«На мой взгляд, предлагаемые нововведения не всегда удобны, но они некритичны и исполнимы. Главное, что туроператор не снизил комиссию для агентств и оставил сам агентский договор, не заменив его договором купли-продажи», – пояснил он.
«Я также полагаю, что ничего трагического не произошло. Большая часть эмоций на агентском рынке, на мой взгляд, вызвана недопониманием новых нормативов и их вольной трактовкой», – сказал RTN глава правового комитета РСТ, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
По его словам, рынок уже проходил несколько серьезных метаморфоз, в том числе изменение договоров, появление фингарантий, введение реестров – и в каждом случае под них подстраивался.
«Тем более мы сможем решить юридические вопросы договорных отношений. За долгие годы практики я не помню, чтобы законодательные изменения останавливали работу туроператоров и турагентств. Турбизнес очень адаптивен. Юридические моменты всегда можно урегулировать, для турбизнеса гораздо важнее наличие платежеспособного спроса и возможность путешествовать, в том числе за рубеж», – заметил эксперт.
По словам Георгия Мохова, все туроператоры, включая и самых крупных, всегда подстраиваются под отношения с агентствами и персонализируют их, предлагая разные варианты договоров, так как они напрямую зависят от продавцов их продукта, тем более опытных и эффективных. Нужные для рынка решения будут найдены и сейчас.
«Дело, конечно, не в самой электронной путевке, а в общем тренде на обеление рынка. Путевка лишь подталкивает глобальный процесс, направленный на изменение взаимоотношений между игроками рынка, превращение их в более прозрачные для государства», – резюмировал эксперт.
Напомним, 15 ноября истекла отсрочка, предоставленная компаниям по выездному туризму. С этой даты, если туроператор не вносит в единую информационную систему информацию о каждом проданном туре за рубеж, он должен будет платить штрафы.
Светлана Ставцева