Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Туроператоры по внутреннему туризму по-прежнему не готовы работать с электронной путевкой
Главные новости

Туроператоры по внутреннему туризму по-прежнему не готовы работать с электронной путевкой

08:27, 14 августа 2024

Для туроператоров по внутреннему и въездному туризму 1 сентября заканчивается отсрочка ответственности за нарушения при работе с «Электронной путевкой» (ЭП). Если они не будут передавать данные в информационную систему, к ним может быть применена санкция в виде исключения из федерального реестра, то есть фактически запрет на ведение туроператорской деятельности. Тем не менее, на середину августа к системе подключились не более 10-15% туроператоров по внутреннему туризму, сообщил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ), генеральный директор юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов.

По его словам, рынку не стоит ждать дальнейших послаблений. «РСТ неоднократно направлял в Минэкономразвития письма о том, что для туроператоров по внутреннему туризму, как наименее технически оснащенного сегмента рынка, процедура интеграции с информационной системой и необходимая для этого аттестация рабочих мест оказывается слишком сложной и дорогой. Однако мы не видим каких-либо признаков того, что могут быть внесены очередные поправки, которые бы отсрочили наступление ответственности», – пояснил эксперт.

При этом, как заметил Мохов, согласно опросам, которые проводятся отраслевым сообществом, подключилось к системе на сегодняшний день не более 10-15% из почти 4,5 тыс. компаний по внутреннему туризму, входящих в Единый федеральный реестр туроператоров.

«Эти данные соответствуют и статистике оператора информационной системы «Национальные туристические технологии» (НТТ). Подключились в основном высокотехнологичные компании, имеющие собственные IT отделы, либо те, кто уже прошел процедуру подключения и работы с системой по выезду. Техническую процедуру достаточно пройти один раз для всех видов туризма», – уточнил эксперт.

Учитывая, что продления отсрочки не предвидится, туроператорам надо ускорить процесс подготовки для начала работы с системой.

«Ранее подключение происходило по упрощенной процедуре, предоставляемой оператором системы удаленно, и в принципе не стоила туроператорам больших затрат по времени и финансам, достаточно было лицензионного программного обеспечения и цифровой подписи. Однако с 1 ноября вступают в силу специальные Требования к мерам защиты информации, предъявляемые к информационным (автоматизированным) системам (ИС) и автоматизированным рабочим местам (АРМ) для работы туроператоров с «Электронной путевкой», а чтобы им соответствовать, надо пройти аттестацию рабочего места, то есть вашего компьютера, с которого будут передаваться данные. Это сложная и затратная процедура», – отметил вице-президент РСТ,

Это относится как к крупным компаниям, которые используют собственные информационные системы для автоматизированной передачи данных в «Электронную путевку», так и к туроператорам, работающим в ручном режиме. В первом случае стоимость аттестации начинается от 300-400 тыс. рублей, а во втором, при ручном вводе – от 80-100 тыс. рублей, и сильно зависит от уровня информационной подготовки компании и наличия необходимых организационно- распорядительных документов.

«Подготовка для ручного ввода дешевле, но все равно требуется оформить порядка 50 документов, которые не столько сложны, сколько непонятны большинству владельцев турфирм. Сделать это самим довольно трудно. Кроме того, аттестация – очная процедура, требующая выезда специалиста. Число организаций, имеющих соответствующую лицензию и уполномоченных государством проводить такую аттестацию, ограничено, и предложения есть не во всех регионах. Уполномочивает их на эту работу Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России, подведомственная Минобороны, на сайте ФСТЭК содержится список организаций», – сказал эксперт.

Процесс аттестации может затянуться на 1-2 месяца. При этом с 1 ноября 2024 года туроператоры, информационные системы или автоматизированное рабочее место (АРМ) которых не будут соответствовать требованиям к защите информации, могут быть отключены от системы электронной путевки. Уже сейчас оператор «Электронной путевки» не подключает к системе без наличия аттестата.

По словам Георгия Мохова, на рынке есть предложения «шлюзов», то есть компаний, которые имеют соответствующую аттестацию и готовы предоставить интерфейс для передачи данных, предлагая обслуживать туроператоров на абонентской основе.

«Но, во-первых, абонентская плата за год практически оказывается равна тем самым 100 тыс. рублей, которые надо заплатить за аттестацию вашего рабочего места. Во-вторых, нужно доверять сторонней организации, которой вы «сгружаете» персональные данные клиентов», – заметил он.

По словам Мохова, РСТ направил запрос в Минэкономразвития в целях разъяснения порядка работы через сторонние «шлюзы».

«Кроме того, подключение – далеко не разовое мероприятие. Использование программного продукта требует ежегодного продления лицензии, как и подтверждение цифровой подписи. Именно поэтому РСТ обратился в Минэкономразвития с просьбой рассмотреть возможность субсидий для туроператоров по внутреннему туризму на возмещение расходов на подключение к ГИС ЭП. Во внутреннем туризме занято 4317 компаний, а в выездном – лишь 367. Расходы на подключение для многих туроператоров по внутреннему туризму, представляющих собой микро и малые предприятия, просто неподъемные», – рассуждает вице-президент РСТ.

«Если нам не удастся получить одобрение субсидии через Минэкономразвития, надо пробовать сделать это через региональные меры поддержки МСП. Не уверен, что во всех регионах, но во многих точно есть формы компенсации финансовых трат компаний малого и среднего бизнеса на автоматизацию, цифровизацию своих процессов. Возмещение производится по итогам года уже по факту понесенных расходов», – пояснил эксперт.

По словам Георгия Мохова, туроператорам по внутреннему туризму надо также сейчас постараться оценить ситуацию в целом – продает ли компания турпродукт или отдельные услуги, например, санаторно-курортные или экскурсионные, сведения о которых заносить в систему не надо.

«Многие вопросы остаются пока нерешенными, и РСТ пытается получить по ним разъяснения у регулятора. В частности, нужно ли передавать в систему электронной путевки данные в случае договоров с государственными заказчиками, например, в рамках проектов «Больше, чем путешествие» или «Россия – страна возможностей». Речь идет не только о больших детских и молодежных группах, но также о корпоративных и деловых поездках представителей государственных организаций или корпоративных заказчиков. Занести все эти данные по большим группам – большая дополнительная работа, под которую надо выделять отдельного сотрудника. Если такая передача данных обязательна, то необходимо предусмотреть в интерфейсе системы упрощенный способ ввода данных по групповым поездкам, иначе это просто парализует деятельность ряда туроператоров», – рассказал Мохов.

Внесение данных также усложняется недоработками интерфейса, где, например, невозможно ввести даты вручную, а нужно крутить «колесо», либо для выбора гражданства «Россия» необходимо промотать весть список стран до буквы «Р» и так далее. И так по каждому туристу из группы.

«Пока мы ждем разъяснений регулятора по этому вопросу и доработки интерфейса», – сказал эксперт.

«Электронная путевка» – государственная информационная система, в которую туроператоры и турагентства должны передавать данные о каждом проданном пакетном туре и всех его параметрах, включая сроки, название перевозчика, отеля, стоимость и другие. Для туроператоров по выездному туризму передача данных в систему стала обязательной с 15 ноября 2023 года.

Светлана Ставцева

Обсудить в telegram

вам может быть интересно