В «Алеане» рассказали о трендах года во внутреннем туризме
В компании «Алеан» по итогам года ожидают роста продаж на 7% по сравнению с показателями 2022-го. В топ-5 вошли курорты Краснодарского края (доля в общем объеме – 44%), Кавминводы (21%), Абхазия (12%), Белоруссия (4%) и Крым (3%). Из интересных трендов – влияние курса валют на продажи во внутреннем туризме, рост спроса на поездки с животными, рост интереса к отдыху в горах летом.
«Мы ожидали меньшего роста, учитывая снижение платежеспособности туристов и вообще экономическую ситуацию. Но потребность путешествовать входит в число базовых, люди хотят жить здесь и сейчас, получать новые впечатления от поездок», – сказала журналистам коммерческий директор компании Оксана Булах.
Самым растущим направлением второй год остается Дагестан (+60%), на второе место вышла Москва (+27%). Анапа (+24%) и Геленджик (+20%) компенсировали падение 2022 года, так как многие туристы освоились с передвижением на курорты авто- и железнодорожным транспортом. Подмосковье показало рост 23%, Калининград и Татарстан – по 19%.
Продажи Абхазии выросли на 40%
«В топе стран ближнего зарубежья – Абхазия с приростом 40%, такого в республике не видели уже давно. Азербайджан также показал хороший рост на 31% с момента отмены в апреле антиковидных ограничений. Продолжает набирать объемы Белоруссия (+27%), но, если раньше там в основном продавались санатории, то с прошлого года видим растущий интерес к загородным отелям, отдыху в лесу, на озерах и реках. Киргизия тоже в топе продаж с приростом 25%. Активно осваиваются туристами Приморский край, Хакасия и Адыгея. И последние несколько лет постоянно растут Сахалин, кузбасский Шерегеш и Мурманская область», – пояснила Булах.
В высокий сезон почти 70% от общего объема продаж приходится на отдых у моря, 20% занимает оздоровительный отдых на лечебных курортах. Пребывание в загородных отелях своего и соседнего региона – 8%, экскурсионные туры – 2,5%, детские лагеря – 1% и 0,5% идет на активные туры. В межсезонье и зимние месяцы этот рейтинг меняется: на первое место выходит оздоровительный отдых – 43%, приморские курорты – почти 30%, до 14% вырастает доля загородных отелей. На активные туры, включая горнолыжные, приходится больше 10%, на экскурсионные туры – 2%.
Увеличение среднего чека в этом году не превысило 6% при среднем повышении цен почти на 12%, в том числе за счет того, что незначительно сократилась средняя продолжительность пребывания, а рост стоимости во многих объектах эконом-сегмента – мини-отелях и апартаментах – начался только в конце июня. К примеру, средний чек в Сочи составил 69 тыс. рублей, в Анапе – 75,4 тыс., в Абхазии – 72 тыс., в Геленджике и Туапсе – 65,4 тыс., в Крыму – 62,7 тыс.
Самые популярные отели на российских курортах – «все включено»
В топе по-прежнему остаются отели с развитой инфраструктурой, работающие по системе «все включено». В этом году практически все подобные объекты имели загрузку под 100%.
«Большой прирост турпотока дали туристы, вынужденные переориентироваться с зарубежных направлений в силу роста цен из-за курса валют. В дни максимального колебания курса прирост продаж по внутренним курортам составлял в среднем 30%», – рассказала Оксана Булах.
В компании также отметили изменение предпочтений туристов, которые прежде чаще выбирали отель с развитой инфраструктурой на «все включено», чтобы не было необходимости выходить за территорию. В этом году появилось значительное количество людей в возрасте от 27 до 40 лет, как правило, семей с детьми, сменивших привычный формат отдыха.
«Сначала люди просчитывали любимую Турцию, понимали, что не вписываются в бюджет. А на нашем юге в таком же формате их не все устраивало, поэтому они выбирали апартаменты или мини-отели на завтраках с качественным номерным фондом недалеко от курортной инфраструктуры. А запланированный бюджет тратили на знакомство с местными ресторанами, достопримечательностями, экскурсионными объектами и развлекательными площадками», – говорит эксперт.
Также в два раза по сравнению с прошлым годом выросла доля туристов, начавших покупать пляжный отдых в последний момент.
В сегменте загородного отдыха, в том числе на природе, в топ-5 вошли Подмосковье, средняя полоса России, Карелия, Алтай и Байкал. Вырос интерес к Астраханской, Волгоградской и Ростовской областям, Башкирии и Адыгее.
«Отмечу также рост интереса к летнему отдыху в горах. Во многом тренд развился после Олимпиады в Сочи. Этим летом большинство объектов Красной Поляны были загружены больше чем на 60%, в какие-то периоды и 100%. Сейчас активные люди, помимо Красной Поляны, летом ездят в Архыз, чуть реже – в Домбай и Приэльбрусье. И продолжает расти интерес к экоотелям и глэмпингам. В то же время возвратность туристов в такие объекты на сегодня не более 10% за исключением объектов с интересной концепцией», – подчеркнула Оксана Булах.
В крупных городах, например, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани люди охотно стали совмещать сити-туры с отдыхом за городом. Растет популярность тематических туров – ретритов, йога-туров, астрономических туров и т.д.
Россияне хотят путешествовать со своими животными
«Также видим колоссальный рост запросов на размещение с животными, видимо, россияне хотят путешествовать со всеми членами семьи», – добавила Булах.
Увеличилось числа туристов, выбирающих для отдыха свой или соседний регион. К примеру, жители ЦФО выбирали Селигер, Истринское, Рыбинское, Можайское и Рузское водохранилища. Жители Урала и Поволжья часто останавливались на озерах Башкирии (озеро Банное) и Курганской области (озеро Медвежье, Горькое). Среди сибиряков был популярен курорт Яровое, а также Обское водохранилище, озеро Тургояк.
В общей доле проданных экскурсионных туров Санкт-Петербург имеет 19%, Калининград и область – 14%, Казань – 12%, Золотое кольцо – 9%, Северный Кавказ – 8%. Максимальный прирост к прошлому году показали Калининградская область, Дагестан, Мурманская область, Сахалин, Екатеринбург, Москва, Адыгея и Белоруссия.
«По данным нашего исследования, 70% туристов готовы отправиться в короткое путешествие в соседний город или регион, принимая решение максимум за 2-3 дня до поездки. У этой аудитории востребованы апартаменты и мини-отели, спрос на них существенно вырос, причем даже в таких крупных городах, как Петербург и Москва», – добавила Оксана Булах.
Наталья Панферова