Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
В России необходимо законодательное регулирование овербукинга
Главные новости

В России необходимо законодательное регулирование овербукинга

08:45, 16 января 2024

Внедрение механизма компенсаций пассажирам в случаях перепродаж авиабилетов обсуждается в России давно, однако до конкретных законодательных шагов пока не дошло. Эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ) полагают, что пришло время решить этот вопрос, так как легализация овербукинга в интересах потребителей.

«Мы выступаем за создание компенсационного механизма, который бы защитил интересы авиапассажира в случае овербукинга. Сейчас он не запрещен, но законодательно не регламентируется, в итоге пассажиры ничего не получают от авиакомпаний. Должны быть четкие и понятные для всех правила. Мировой опыт показывает, что часто, по согласию сторон, в случае овербукинга пассажиры принимают решение о переносе рейса, так как авиакомпании выплачивают им живые деньги», - сказал вице-президент РСТ Дмитрий Горин.

По его словам, принятие таких правил в интересах российских потребителей: во многих странах пассажир, столкнувшийся с перепродажей авиабилетов, получает компенсацию от 400 до 800 евро, ему предоставляется гостиница на время ожидания следующего рейса.

Председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов согласен: пришло время обсудить вопрос компенсации пассажирам, а это возможно лишь после легализации овербукинга. «Сейчас в случаях перепродаж билетов пассажиры остаются фактически и без перелета, и без какой-либо достойной компенсации. Конечно, они имеют право обратиться в суд, но, по нашей информации, лишь половина из них выигрывает такие дела, хотя люди тратят на это время и ресурсы. Никакие гарантии компенсаций пострадавшим от овербукинга законом не предусмотрены», - сказал эксперт.

По его словам, одновременно надо определить категории граждан, которым ни при каких условиях не может быть отказано в перелете. Это должно касаться, в первую очередь, людей с ограниченными возможностями, беременных женщин, а также семей и детских групп, которые нельзя разбивать.

«Сама по себе норма овербукинга должна быть для пассажира не обязательной, а добровольной. Он вправе выбрать другой рейс, если получит компенсацию. Но у пассажира должно быть и право настоять на том, чтобы лететь данным рейсом, если ему это важно», - пояснил Зотов.

Овербукинг законодательно не закреплен, но используется российскими перевозчиками не менее активно, чем зарубежными. Перебронирование – метод управления доходами авиакомпании. Он подразумевает продажу билетов больше, чем может вместить самолет, чтобы подстраховаться на случай неявки пассажиров. Страховка вполне оправданная: по международной статистике, в среднем на рейс не является до 10-15% человек, при этом у самих пассажиров риск попасть на овербукинг оценивается в 1%. Без сверхлимитных продаж авиакомпании терпели бы убытки, отправляя незаполненные самолеты. Продавая больше билетов, чем посадочных мест, компании повышают эффективность перевозок. Выигрывает и потребитель: за счет избыточных продаж снижаются цены на билеты.

Тема овербукинга в России обсуждается уже больше десяти лет. Были даже предприняты конкретные шаги, например, Минтранс в 2015 году предложил законопроект по легализации этой процедуры. Новый закон был призван защитить интересы пассажиров и ввести в правовое поле компенсацию для тех, кто пострадал от овербукинга. Однако в итоге ведомство отказалось от этой идеи, а законопроект был сведен к ответственности авиакомпаний за овербукинг, штрафам за его применение и компенсациям пассажирам до 22 тыс. рублей. Правительство проект не поддержало и предложило решить проблему через внесение в Воздушный кодекс поправок, которые предусматривали компенсации пассажирам при изменении условий договора по инициативе перевозчика.

С тех пор никаких новых законодательных шагов в этом направлении не предпринималось. Но в сентябре 2023 года «Аэрофлот» сообщил, что совместно с Минтрансом РФ работает над проектами нормативных актов по введению овербукинга, которые позволят всем авиакомпаниям выйти из серой зоны и защитит права пассажиров.

Когда и каким образом это будет реализовано, пока сказать трудно. Как рассказала зампред комитета по туризму Госдумы Наталья Костенко, компенсации пассажирам за овербукинг, возможно, будут заложены в страховку туриста. Законопроект о страховании туров по России уже внесен в Госдуму и готовится к рассмотрению в первом чтении.

Возможно, овербукинг войдет в качестве дополнений к поправкам в Воздушный кодекс, которые вступают в силу 1 апреля 2024. Сейчас они предусматривают увеличение штрафов за задержку вылета рейса, просрочку доставки самого пассажира, багажа или груза в пункт назначения.

15 января Западно-Сибирская транспортная прокуратура сообщила, что наложила на авиакомпанию S7 штраф за повторный отказ в перевозке пассажирам в аэропорту Новосибирска из-за овербукинга. Сумма штрафа составила 30 тыс. рублей. Первый инцидент с отказом в перевозке произошел в августе, тогда авиакомпания также была оштрафована.

Светлана Ставцева

Обсудить в telegram

вам может быть интересно