Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Александр Елисеев: «Такой концентрации надежных людей, как в Мурманской области, я не встречал нигде»

Александр Елисеев: «Такой концентрации надежных людей, как в Мурманской области, я не встречал нигде»

09:38, вчера

Два дня назад Александр Елисеев покинул пост главы Комитета по туризму Мурманской области. Уход плановый: он занял эту должность в начале 2021 года, в разгар пандемии, сейчас контракт закончился.

Мы попросили Александра Елисеева об интервью по двум причинам. Прежде он никогда не работал в госструктурах, в региональную власть пришел из бизнеса и сразу – на руководящую должность. Было интересно узнать, как он адаптировался в новой сфере. За прошедшие четыре года Мурманская область из обычного северного региона превратилась в популярное туристическое направление. Регион стал часто упоминаться во многих рейтингах спроса, включая периоды новогодних праздников, хотя там в это время полярная ночь. В общем, Александра Елисеева было о чем расспросить.

- Александр, вся ваша предыдущая работа в туризме – тематические телеканалы, туристическая компания, гостиничный бизнес и т.д. – была живой и творческой. Но региональный комитет по туризму вы возглавили, не имея никакого опыта работы в государственных структурах. А ведь это совсем другая сфера, включая даже стиль общения. Трудно было перестроиться?

- Да, настоящим шоком в первый день стало вот такое указание: «ФОИВы по МЭДО рассылают НПА за подписью ВДЛ в ИОГВ, которые надо отработать в срок до… в части касающейся, а потом с ОМСУ собрать ответы после ОРВ». Но через три дня я уже сам начал разговаривать на этом языке.

- Как скоро вы почувствовали себя своим в этом кругу?

- На севере люди живут в суровых условиях, это наложило отпечаток на их характеры. Северяне не спешат давать оценку людям по внешним признакам, доверяют не словам, а делам, поэтому до стадии «принятия» пришлось пройти определенный путь. Но зато сейчас могу смело утверждать, что такой концентрации надежных людей не встречал нигде.

- Вы поехали в Мурманск, чтобы реализовывать задачи по развитию туризма в Арктике. Губернатор поставил вам амбициозную цель – сделать Мурманскую область меккой туризма. Как вы считаете, получилось?

- Мне кажется, получилось. Сегодня Мурманская область – лидер арктического туризма в России. По статистике комитета сейчас среднегодовая загрузка гостиниц в регионе составляет 72,8%, а в пиковые периоды достигает 90%. Турпоток вырос почти на 50%, если сравнивать с допандемийными показателями, за 2023 год это 670 тыс. туристов. Привлечено рекордное финансирование в проекты – и федеральных средств, и от предпринимателей. Только при господдержке за последние четыре года реализовано 135 проектов малого и среднего бизнеса более чем на 1 млрд инвестиций.

- Органы государственной власти сосредоточены на реализации госпрограмм, исполнении бюджетов, достижении показателей. Как вы строили свою работу в комитете?

- Ключевая задача любого регионального комитета по туризму – понимать, какой цели надо достичь. Ни один ветер не будет попутным тому кораблю, который не знает, куда плывет. Когда я приступил к работе, уже существовала «Стратегия кластерного развития туризма Мурманской области» на 2021-2025 годы. В ней собраны цифры: текущее положение дел и то, чего хочется достигнуть в будущем. У меня было четкое понимание, что бизнес должен быть максимально вовлечен в этот процесс. В 2021 году на Совете по туризму Мурманской области году мы приняли общее решение, что сформируем концепцию развития туризма, в рамках которой каждый год будем фокусироваться на каком-либо ключевом виде туризма. Провели анкетирование более тысячи гостей региона и определили темы по годам.

- С чего решили начать?

- Большая часть туристов приезжает в Арктику ради красивых природных мест, поэтому стартовый 2022-й стал у нас годом экологии и природных территорий. В итоге в Мурманской области появилось 13 новых экологических маршрутов, в том числе и на территории заповедников.

Провели оценку и экспертизу инфраструктуры, поддержали субсидиями инициативы предпринимателей по созданию проектов в области экологического туризма, вернее, экологически осознанного туризма. Нашей задачей было сохранить эту красоту в условиях увеличения турпотока, и результаты есть. Яркий пример – поселок Териберка на берегу Баренцева моря. В 2014 году там проходили съемки кинофильма «Левиафан», и почти сразу после этого поселок стал буквально местом паломничества туристов. Живет там чуть больше 500 человек, а количество приезжих в несколько раз превышает эту цифру и постоянно растет. Сложно даже вести статистику, об объемах можно было лишь косвенно судить по оставляемому туристами мусору.

Нагрузка на окружающую среду в поселке сильно возросла, поэтому в 2022 году было решено создать здесь природоохраняемую территорию. Теперь побывать в природном парке «Териберка» можно только по предварительной регистрации, это позволяет контролировать турпоток, чтобы потом проработать механизм равномерного распределения нагрузки на окружающую среду. С 13 сентября по 31 декабря 2021 года для посещения Териберки зарегистрировалось более 6900 человек. А в 2023 году было уже 130 тысяч!

2023 год в соответствии с концепцией стал годом активного туризма. 2024-й – культурно-познавательный. 2025-й будет годом промышленного туризма, а в 2026-м будет сделан упор на деловой туризм. Таким образом разработанная в 2021 году концепция позволяет предпринимателям региона составлять планы на несколько лет вперед.

- Чем же привлекает туристов Мурманская область помимо необычной природы?

- Много внимания мы уделяли событиям, привлекательным для местных жителей и туристов. В году 52 недели, одна из них занята новогодними праздниками. Мы решили, что в Мурманской области должно быть интересно каждые выходные, поэтому надо проводить в год 51 мероприятие. В конце календарного года собирали все планируемые на территории области события в единый календарь, старались грамотно разводить потоки. Разработали жесткие критерии и вместе с муниципалитетами определяли главные смыслы событий, разрабатывали новые или адаптировали уже ставшие традиционными под требования туристов. Комитет по туризму тоже выступал инициатором и организатором таких знаковых региональных событий, как ежегодный арктический фестиваль «Териберка», гастрономический фестиваль «Вкус Арктики», фестиваль «Сила цвета». За последние годы они сильно изменились, наполнились новыми смыслами. Например, фестиваль «Териберка» в этом году привлек совсем другую целевую аудиторию – ориентированную на разумное и экологически осознанное потребление.

- Как удалось стимулировать участие турбизнеса в этих процессах?

- Ключевым инструментом объединения бизнеса и власти стала «Арктическая лаборатория туризма» (Alt). Это та самая кнопка на компьютерной клавиатуре, которая позволяет изменять значение других клавиш. Так и в лаборатории: профессиональное сообщество смотрит на объекты инфраструктуры и помогает адаптировать их под новые потребности туристов. Каждый год в регионе проходило более 15 профессиональных выездов лаборатории для изучения инфраструктуры, и главные «лаборанты» в ней – действующий бизнес региона, туроператоры, рестораторы, гиды, музеи и т.д.

Это серьезная работа: лаборатория апробирует все новые программы, маршруты, объекты в регионе. И главное – по итогам каждой сессии мы собирали развернутую обратную связь с рекомендациями по улучшениям.

Именно во время такого выезда родился интересный проект с рабочим названием «Как просыпается мир». Вместе с туроператорами мы осмотрели Лапландский заповедник и решили использовать сезон полярного дня, когда солнце не заходит за горизонт, для проведения «ночных» экскурсий. Ночью обостряются все чувства, появляются новые ощущения. Получился эксклюзивный продукт, который был выставлен в регулярную продажу. У него естественные ограничения – полярный день длится 62 дня, и заповедник может принимать на маршруте группу до 30 человек.

Другой пример – на один из островов в Кандалакшском заливе ездило много самодеятельных туристов, оставляя мусор и костровища. Местные предприниматели победили в конкурсе региональной поддержки, обустроили там территорию и стали возить туристов организованно.

- Работа в комитете по туризму подкрепила неоценимым опытом вашу квалификацию специалиста по продвижению, развитию территорий. У нас немало регионов, которым бы не помешало продвижение. Вот если вас, например, позовут в родной город – Томск? С другой стороны, у вас большой опыт и в гостиничной сфере, в частности, участие в создании управляющей компании «Аккорд менеджмент групп». В какую сторону думаете двигаться дальше?

- Я осознанно выбрал себе профессию. Считаю, что туризм – невероятный способ развития лучших качеств человека, познания мира, формирования мировоззрения, а еще – доходная экономическая отрасль, поэтому его развитие очень важно для страны. Я продолжу работу в туризме, а где и в каком проекте – время покажет.

Светлана Ставцева

Обсудить в telegram

вам может быть интересно