Юрий Колобов: «Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»
Сочинский курорт «Роза Хутор» – новый член РСТ. Исполнительный директор компании Юрий Колобов в интервью RATA-news рассказал о мотивах вступления в отраслевой союз, опыте работы в кризис и главных магнитах горного курорта у моря.
- Давайте начнем с вступления в РСТ: почему решили, что сейчас было необходимо это сделать?
- Мы давно планировали, но в последнее время желание усилилось, потому что сделали много движений в сторону развития летнего туризма в горах. Появилась потребность и делиться своим опытом, и узнавать о наработках коллег.
Стратегия холдинга направлена на развитие внутреннего туризма, поэтому нам крайне необходима хорошо настроенная коммуникация с бизнес-сообществом. Не говоря уже о том, что цеховые сообщества – это всегда польза.
В музыке семь нот, новых не придумаешь, но исполнение может быть как успешным, так и провальным. Тонкости мастерства известны лишь тем, кто работает непосредственно в индустрии. Жить в своем маленьком мирке, пробовать, ошибаться – хорошо, но не очень продуктивно. Мы за эффективность, особенно в это тяжелое время.
- Невозможно обойтись без вопросов об этом: пандемия застала всех врасплох, на горнолыжных курортах в марте еще шел сезон. С чего для вас начался этот кризис?
- Коронавирус минимум на три месяца полностью отвлек нас от текущих вопросов и перенес в сферу операционных задач, связанных с закрытием отелей, сохранением персонала, планированием выживания. Да, мы научились входить в такие кризисы, но очень хочется, чтобы этот опыт больше не пригодился.
Из плюсов – новый взгляд на расходы. Когда привыкаешь жить в тучные времена, кажется, что у тебя все оптимизировано. Но когда наступает кризис, находятся новые пути для оптимизации расходов. Этот навык важен для любого бизнеса.
- О каких еще вызовах можете сказать?
- Через один из главных мы проходим прямо сейчас: проснуться, выйти из спячки. Было очень сложно что-либо планировать, когда начали снимать ограничения, но нас еще не открыли. Жизнь вошла в фазу неопределенности. Бизнесу было бы лучше заранее знать, какого числа можно открыть отели, когда – канатную дорогу, когда – начать работать с турагентами. А мы просто сидели и ждали заявлений губернатора, а затем расшифровывали, что каждое их них означает для нас.
Решалось все буквально за минуты: к вечеру получаешь официальный документ, работаешь с юристами – что можно, что нельзя. И вот, наконец, тебе в принципе разрешают завтра или послезавтра что-то открыть. Но ведь вчера ты этого вчера еще не знал! Соответственно раньше, чем через две недели, открыть отели невозможно, нужно время на подготовку.
Кстати, мы и сейчас не знаем, закончился кризис или нет, и это тоже вызов. Неспокойно как-то. И если будет вторая волна, это станет новым испытанием, очень сложным для нас.
- Что в этом кризисе для вас было самым тяжелым и в чем вы нашли опору?
- Я пришел в компанию только в декабре 2019 года. Мы получили зимний сезон, который поздно стартовал, и чуть-чуть понервничали. Но все-таки он сложился хорошо. И только-только мы наметили планы, в том числе штатные перестановки, приготовились нажать на газ, как начался кризис.
Оглядываясь назад, могу сказать, что это тоже обернулось и минусами, и плюсами. Плохо потому, что мы не успели нажать на газ и поехать, поэтому сейчас не там, где могли бы быть. Хорошо из-за того, что нас, скорее всего, сильнее бы трясло. За время кризиса мы успели многое подправить, и сейчас компания эффективнее, чем четыре месяца назад.
Опора – всегда в людях, которые могут говорить с тобой на одном языке. Кому-то простую мысль приходится доказывать долго и безуспешно. А бывают люди, с которыми ты еще не договорил мысль, а они уже начинают ее развивать и подталкивать тебя вперед. Правильно собранная команда – ключ к успеху любой компании из более трех человек.
- Сейчас уже все ваши отели открылись?
- Пока нет, часть готовятся к открытию в ближайшую неделю. Как я уже говорил, мы не знали, что и когда разрешат, и выводить персонал заранее было недальновидно. В отелях есть постоянный штат, с ним проще, он всегда наготове. Но есть те, кого нужно нанимать. Открываем отели по мере возможности. Осталось всего три-четыре, и они заработают в ближайшие дни.
- Чего вы ждете от сезона?
- Пессимистичный прогноз: вторая волна. Совсем плохо, если это будет осень и последует закрытие на зиму. Даже думать об этом не хочется. Это для нашей индустрии сценарий-апокалипсис.
Но пока мы движемся в сторону оптимистичного сценария. За месяц от момента открытия канатки еще без отелей мы почти пришли к прошлогодним показателям посещаемости. В мае об этом не могли даже мечтать. Сейчас – это уже реальность.
Оптимистичный прогноз: мы выйдем в показатели прошлого года, может быть с небольшим превышением за счет закрытия границ и поворота к внутреннему туризму.
- Какова обычная доля летнего сезона в выручке и доходах за год? Как эта доля менялась в последнее время, учитывая ваше движение к всесезонному формату работы?
- Соотношение лета к зиме на протяжении последних трех лет было стабильным и не критично менялось в его пользу. То лето чуть подрастало, то зима стагнировала, поэтому сложно четко отследить движение.
Зимой загрузка у нас почти максимальная, но мы очень зависим от погоды. Если она подводит, то, что бы ты ни делал, люди просто не поедут. А у лета потенциал огромный, и с ним сейчас связана наша ключевая стратегия изменений. Результатов ждем не раньше, чем через два года.
Центр притяжения нашего курорта летом – море, но мы хотим изменить его на горы, чтобы люди проводили здесь больше времени. Да, море и сейчас дает нам колоссальный кусок выручки благодаря тем, кто отдыхает на пляжах и приезжает в горы на экскурсию: подняться на подъемнике, посмотреть на природу, фотографироваться и уехать. Мы же хотим нарастить летнюю инфраструктуру и возможности для развлечений, и тогда, думаю, лето здесь может стать по объемам больше зимы минимум в два раза.
- Насколько активны сейчас продажи, какова их глубина?
- Везде по-разному: где-то валовый спрос, где-то нет. Но ожидания корректируются каждую неделю. В середине июня мы еще думали: хорошо бы было июль прожить при загрузке 50%. Сейчас понимаем, что абсолютно реально выйти на прошлогоднюю цифру в 70% – очень хорошая загрузка для июля. То же по августу: мечтали получить 60-70%, сейчас понимаем, что будет даже чуть больше. Но мы при этом помним, что в любой момент ситуация может развернуться на 180 градусов.
Процентов на 30 мы отстаем по глубине к похожим периодам. Но не забывайте, что нам только 21 июня разрешили открыть отели, а до этого мы принимали неподтвержденные бронирования. Люди разгоняются, смотрят, что происходит. В больших городах серьезных страхов достаточно. Поэтому процесс бронирования, как и принятия решений поехать в отпуск, постепенный. Но динамика положительная. Оживают партнеры, агенты.
- Какова доля турбизнеса в общем объеме продаж? Насколько вы заинтересованы ее увеличивать?
- Доля турфирм сейчас около 10%. Надеемся в ближайшее время увеличить ее в два раза. Курорт заинтересован в диверсификации продаж, в том числе в расширении сотрудничества с туроператорами и агентами.
- Расскажите о новых проектах курорта, не связанных с горными лыжами – все-таки на повестке дня лето.
- Планов на длинную перспективу очень много. Сейчас мы, например, достраиваем транзитный лагерь в горах – первый из пяти в системе лагерей, между которыми можно будет путешествовать по тропам и цивилизованно останавливаться на ночлег. Подобное есть в Европе – в Альпах. Для российского горного туризма это новшество.
Еще у нас прошла плановая реконструкция дороги Олимпия, и теперь есть более удобный доступ наверх – на пик, к нашим водопадам. На 2020 год мы наметили открытие многих новых троп, но какую часть успеем открыть, пока не знаю, поскольку из-за пандемии потеряли время.
- Какие сейчас главные летние магниты «Розы Хутор»?
- Парк водопадов и шикарная тропа к ним: подъем, затем спуск на южный склон, где можно гулять часами. Закладывать на эту экскурсию нужно целый день. Мы очень гордимся этой тропой, она удобная, очень красивая, а водопады сейчас – полные.
Магнит номер два – смотровая площадка на Каменном Столбе, самая высокая точка, которая возобновила работу со строительством нового лифта. Люди очень любят там бывать.
Огромным спросом пользуются электровелосипеды, которые туристы с удовольствием берут в аренду и путешествуют по горным тропам. Без нагрузки – это важно, потому что в горах на велосипеде могут ездить только хорошо тренированные люди. Спрос в последнее время рос, поэтому мы докупили инвентарь.
Этнохутор Шишин двор – хоть и не ключевой наш объект, но он тоже развивается, достраивается и людям нравится. Это построенный энтузиастами аутентичный Кавказский хутор. Там выращивают коз, делают домашний сыр, есть пасека.
В ближайшие дни открываем вейк-парк, который в прошлом году был построен на верхнем озере. Теперь можно покататься на вейкборде прямо в горах. Добраться туда можно пешком или на велосипеде от горной деревни. Это тоже не массовая достопримечательность, но для молодежи, активных туристов – просто вау.
Анна Вальцева, специально для RATA-news