Фокс-Экспресс
Россия откроется первой! Бесплатные интервью с руководителями региональных турфирм!

Ольга Хоточкина: «Интурмаркет» делает акцент на турпродукте ручной работы

Международная туристическая выставка «Интурмаркет» в этом году пройдет в «Экспоцентре». Есть и другие неожиданности – и в списке экспонентов, и в деловой программе. О том, кто задает тон на нынешней выставке и как проект меняется концептуально, рассказывает директор Ольга Хоточкина.

- В этом году после значительного перерыва в число экспонентов «Интурмаркета» вернулись крупные туроператоры. Какое значение это имеет для выставки?

- Каждый год, опрашивая участников, мы получали типичные отзывы: всё здорово, хорошая деловая программа, узнали много нового, установили отличные контакты с регионами, но – не хватило того или иного туроператора. Экономическая ситуация в стране такова, что бизнесу сейчас нелегко, и туризм не исключение. Поэтому нам радостно вдвойне, что сразу несколько крупных компаний – «Академсервис», Anex Tour, «Интурист», Tez Tour, TUI – пришли с довольно большими стендами и интересными программами. Это тот формат качественного взаимодействия участников рынка, ради которого выставка и создавалась.


- А в целом как изменился состав участников по сравнению с прошлым годом?

- Все предыдущие годы у нас был предсказуемый и сбалансированный набор участников. А сейчас пришел большой партнер, который предпочел площадку «Экспоцентра»: практически два зала из четырех занимает Турция. Это курортные регионы страны, цепочки отелей, объекты показа, Турецкая ассоциация туристических агентств (TURSAB), а также турфирмы, которые рассматривают Россию как основной рынок сбыта – всего около 200 компаний. Для сравнения, прежде участие в выставке принимали 10-15 экспонентов из Турции.

И новость не только в этом. Турция представит много того, что практически не известно российскому туристу, привыкшему к формату all inclusive на Анталийском побережье. Сейчас мы с партнерами выстраиваем логистику экспозиции, чтобы посетители смогли получить максимум информации, в частности, о возможностях Эгейского побережья. И отдельный стенд будет посвящен историческим достопримечательностям Турции, включая объекты, вошедшие в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

- А будет ли выставляться Египет?

- Они пока думают. Официальной информации о сроках возобновления чартерных перелетов в Египет нет, но ситуация может измениться в любой момент. По сообщениям прессы, российские эксперты в очередной раз проверили аэропорты Хургады и Шарм-эль-Шейха и вроде бы признали их безопасными. На решение способна повлиять даже эпидемия коронавируса: по некоторым данным, чартеры в Египет могут запустить в качестве компенсации авиакомпаниям за сокращение перелетов в Китай. Так что мы ждем и надеемся.

- У кого будет самый большой стенд? Обычно же туроператоры соревнуются по этому показателю.

- Самый большой – у Anex Tour. Турецкие компании всегда старались обогнать друг друга по размерам стендов. Семь-восемь лет назад заказывали до 1500 кв. метров, это было престижно. Но сейчас берут площадь, которая реально нужна им для работы. И еще важно, что они, наконец-то, меняют формат общения с аудиторией – перестали строить на выставке дворцы. Парадные стенды создают психологический барьер для турагентов, им трудно найти там своего человека. В среднем сейчас один стенд занимает 200-300 кв. метров, а компании стараются привезти как можно больше подготовленных людей, рассчитывая на диалог с посетителями.

- Какие из российских регионов, по вашему мнению, сейчас в тренде выставочного движения?

- Некоторые регионы явно подсмотрели принципы создания экспозиции в Европе и стараются реализовать их у нас. Получается весьма элегантно. В авангарде Сибирь, точнее Кузбасс, также Алтай, Самарская, Тульская, Ростовская области. Посмотрим, кто еще удивит. У нас участвуют практически все российские регионы, но далеко не каждый может себе позволить стенд.

- А если регион без стенда, то как же он участвует?

- Мы создали на выставке специальный раздел, который назвали территорией делового общения – с рабочим местом для представителей регионов, которые не вышли со стендом. Стоит это совсем недорого, но есть все условия для эффективной работы с партнерами. Формат воркшопа – столы, с табличками, кофе-чай, интернет. Заявки пошли активно. Через неделю заработает мобильное приложение выставки с системой назначения деловых встреч.

- А можете ли обозначить новые тренды в представлении стран и территорий?

- Сейчас особую ценность приобретают продукты, которые сконструированы под конкретного человека, под историю его путешествий, темперамент, состав семьи, ЗОЖ и даже, условно говоря, его аллергию. Пусть такой продукт будет на 5-10% отличаться от стандартного, но это дорогого стоит, потому что учли твое личное в этом сумасшедшем роботизированном мире.

В нашей деловой программе будут мероприятия, которые покажут, как вообще работать с таким продуктом, как его создавать и продавать. Идти за клиентом готовы не многие, гораздо проще продать пакетный тур, но мы хотим, чтобы и менеджеры, и сами туристы понимали, как можно менять этот формат ради настоящего удовольствия от непродолжительного отпуска, ради которого мы работаем весь год.

- Давайте обозначим главные события деловой программы, которую вы предлагаете в этом году.

- Деловая программа масштабная во всех смыслах. Четыре мероприятия у нас проводят Минэкономразвития и Ростуризм. Например, 12 марта – Всероссийский съезд туроператоров и турагентов плюс конференция по детскому туризму. 13 марта – Федеральная ассамблея по туризму России и совместно с РСТ – круглый стол «Россия – Германия». А 14 марта состоится V Всероссийский форум событийного туризма.

- Но это же, наверное, не вся программа?

- Разумеется, мероприятий гораздо больше, посмотрите их перечень на нашем сайте. Из новых тем назову туризм ручной работы, о котором мы уже говорили. Отдельно будем обсуждать паломнический туризм. Запрет на этот вид деятельности для туроператоров создал проблемы не только бизнесу, но и самой РПЦ. Сейчас обе стороны заинтересованы в том, чтобы договориться и выступить с законодательной инициативой.

Будет конференция по детскому туризму. Тема неисчерпаема, каждый год приносит какие-то новости, далеко не всегда позитивные. В который раз обсудим вопросы перевозки детей, взаимоотношений с надзорными органами, связь культурного и активного детского туризма. Это традиционное мероприятие, которое проходит в первый день выставки.

Еще одна тема, она появилась в прошлом году – туризм «серебряного возраста». Вместе со Всемирным конгрессом туризма старшего поколения и при участии иностранных спикеров мы будем говорить о специальных потребностях туристов 50+, о вкусной жизни, которую они могут себе позволить, о том, какой продукт им нужен. Это красивое поколение, которое отказывается стареть и засиживаться дома, и мы должны поддержать этот настрой.

Совместно с Общенациональным союзом индустрии гостеприимства и проектом «Моя карьера» организуем биржу труда, а также лекторий для туристических вузов. К сожалению, между образовательными программами и практическими знаниями, которых требуют от выпускников работодатели, существует огромный разрыв. Мы попробуем сделать шаг к его минимизации, чтобы туриндустрия через пару-тройку лет получила приток качественных кадров.

Интересным обещает быть мероприятие, которое планирует Российский союз туриндустрии и его отделение в Германии. Не все понимают, что для правильного восприятия турпродукт должен быть дифференцирован в отношении гостей из разных стран. На выставку приедут 20 немецких туроператоров, которые готовы разъяснить российским коллегам особенности работы с туристами из Германии.

- А неожиданности, которые вы обещали?

- Будут. В качестве хедлайнера круглого стола, посвященного теме туристических сувениров, приглашен известный критик моды и телеведущий Александр Васильев. Он развивает проект по продвижению народных художественных промыслов в бизнес-подарках, сувенирах и одежде. Думаю, и персона, и сама тема вызовет большой интерес, привнесет определенный драйв в регионы.

И еще одно мероприятие, которое пройдет впервые на туристических выставках в принципе: круглый стол о путешествиях с домашними животными. Здесь наш партнер – международный бренд, производитель кормов для животных. Итогом встречи станет специальная методичка с советами и рекомендациями по поводу поездок с питомцами по России и другим странам. После громкой истории с котом Виктором, которого хозяин не захотел сдавать в багаж на время перелета, тема стала особенно актуальной. И это тоже хорошо укладывается в нашу ключевую концепцию турпродукта ручной работы.

И не перепутайте! «Интурмаркет» в этом году – в «Экспоцентре»!

Наталья Рудакова, RATA-news