Тревелпорт

Ирина Слесарева: «Всё проходит, неизменным остается только магическое притяжение Алтая»

Есть люди, которые в туризме – с детства. Директор барнаульской компания «Арго» Ирина Слесарева из их числа, скажем так – из советской туристической династии. Ее мама была руководителем курсов по подготовке экскурсоводов и инструкторов при Совете по туризму. В 90-е годы эти курсы стали Алтайским филиалом Московской международной академией туризма. Отец был горным спасателем, это в честь него назван Западно-Сибирский поисково-спасательный отряд МЧС России имени Виктора Зюкова. Ирина училась на географа-геоморфолога, в студенчестве с экспедициями объездила весь Алтай, а со времен перестройки туризм стал ее профессией. Компания «Арго» образована в 2003 году, специализация – экскурсионные туры. При турфирме есть Школа гидов, где с 2004 года прошли обучение порядка 200 человек. Сегодня Ирина Слесарева отвечает на вопросы RATA-news в рамках проекта «Просто Россия».

 

- Что вы можете сказать о ситуации с приемом туристов в регионе? Ощущаете ли в последнее время рост интереса к внутреннему туризму?

- Все, что происходило с алтайским туризмом последние 20 лет, от стихийной застройки берегов Катуни в 90-е до сегодняшних мегапроектов типа «Бирюзовой Катуни», «Белокурихи-2» или печально известной «Алтайской Долины», коротко можно охарактеризовать как развитие и движение вперед. За эти годы буквально на глазах изменились как условия отдыха и бизнеса, так и потребности туристов. Неизменным осталось, пожалуй, только магическое притяжение Алтая!

Здесь каждый вдохновляется своим. Кто-то первозданной природой – за которой ехать все дальше и дольше. Кто-то адреналином на сплаве – вот где еще можно встретить настоящих мужчин! Кто-то аутентичностью и этнографией. Кто-то травами, пантами, медом и сыром. Все это вместе я бы назвала это одним словом – настоящее! Именно за этим и едут на Алтай туристы.

Статистика в туризме – дело эфемерное, и наш регион – не исключение. По официальным данным туристов у нас около 1,5 миллионов и каждый год прирост 15-20%. Но я больше доверяю цифрам средств размещения. В Белокурихе, например, среднегодовая загрузка почти 90%. Туркомплексы Горного Алтая не могут похвастаться такими же цифрами по году, но в сезон у них показатели не меньше.

Конкретно по нашей компании могу сказать, что заметен рост спроса на экскурсионные туры. Причем интерес проявляют и жители Барнаула – к экскурсиям по городу, и туристы из европейской части России, которые едут в многодневные туры с посещением основных алтайских достопримечательностей. Увеличилась глубина бронирований, первые заявки на летний сезон 2016 мы получили уже в ноябре 2015.

Спрос на отдых на Алтае во многом определен стоимостью перелета из Москвы и других городов. В 2015 году цены билетов до Горно-Алтайска были оптимальными, туристы ехали «издалека и надолго». В этом сезоне тоже очень надеемся на акции авиакомпаний и даже на чартерные рейсы или субсидии государства на билеты до Барнаула и Горно-Алтайска.

 

- Что вы можете предложить турагентствам и туристам?

- Для тех коллег и туристов, кто впервые озадачился Алтаем, у нас есть два универсальных тура: недельный «Здравствуй, Алтай!» и 13-дневный «Алтай для любознательных». В этих экскурсионных программах собраны жемчужины региона, всего по чуть-чуть – истории, религии, этнографии, культуры, традиций. И очень много природы. Я образно называю эти программы «Алтай на каблуках». В том смысле, что туристам не требуется специальная подготовка и снаряжение. Сюда могут ехать бодрые и активные бабушки (кстати, таких много), дети любого возраста, дамы «на каблуках» и даже с длинными накладными ногтями. Туристы в этих турах – семьи с детьми, молодежь и люди элегантного возраста, которые любят узнавать что-то новое.

Зимняя программа аналогична, но включает посещение знаменитого Лебединого заказника, поскольку лебеди у нас только зимуют. И, конечно, предлагаем горно-лыжный отдых и прогулки на снегоходах. В летних турах возим туристов на пасеки, в пещеры, на водопады. Ну а самые известные алтайские места – Чемал, Телецкое, Ая, Бирюзовая Катунь, маральники – во всех программах.

Из нового – к лету планируем установить в нашу группу «ВКонтакте» любительские аудиоэкскурсии по Алтаю. Это будет эксперимент, который поможет нам отработать технологию для составления качественного и профессионального аудиогида.

Среди тематических туров, которые мы впервые будем предлагать туристам в этом сезоне, – «Казачья подкова Алтая» и «Шелковый путь в пределах Алтайского края». Для любителей экотуризма и фотографов – туры в Тигирекский заповедник на юго-западе Алтайского края.

 

 

 

- Как вы оцениваете имеющуюся в регионе базу размещения? Какие дома отдыха и пансионаты пользуются наибольшим спросом?

- Алтайские средства размещения достаточно разнообразны – от известных на всю страну санаториев Белокурихи до скромных сельских домов и турбаз. Хорошо, что домики-скворечники остаются в прошлом, сегодня такую убогость почти не строят. На мой вкус, хороша «АлтикА» на берегу Катуни, это первый эко-отель в Горном Алтае. Для ребятишек – горноалтайская «Бухта Веселого Роджера». Хорош парк-отель «Ая» на берегу озера Ая, туркомплекс «Орлиное гнездо» в трех километрах от поселка Усть-Муны, база отдыха «Печки-Лавочки» недалеко от озера Ая, «Усадьба Саржевских» на территории «Бирюзовой Катуни», туркомплекс «Финская дача» на Катуни, «Алтайский Куршавель» недалеко от озера Калыванское. Это объекты с высоким уровнем сервиса и комфорта, их не стыдно порекомендовать друзьям.

Отдельная история – маралы, панты и маральники. Сегодня на Алтае есть достойные места – «Никольское», «Искра», «Басаргино», где круглый год можно принимать пантовые ванны в комфортных условиях, качественно и безопасно. И это не только традиционные санатории, но и современные оздоровительные центры, расположенные непосредственно в маральниках. Сама процедура достаточно специфична. Варится бульон из рогов марала, в который и погружается пациент. Запах и цвет «бульона» не самый приятный, но туристы привыкают, тем более что получают ожидаемый результат. Я сторонник нетрадиционной народной медицины и считаю пантолечение очень эффективным методом оздоровления, особенно для сильной половины человечества.

 

 

 

- Назовите основные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в работе.

- Алтайские проблемы, наверное, характерны для всей России: недостаточно конкурентный рынок авиаперевозок, о чем мы уже говорили, не позволяющий сделать более экономичным билет. То же самое можно сказать про автотранспорт: мало качественного и недорогого, мало профессиональных водителей туристических автобусов. Нерегулируемый стихийный рынок труда у экскурсоводов, много нелегальных и непрофессиональных. Это касается и инструкторов, и проводников – никто не учит этим профессиям, потому что нельзя гарантировать круглогодичную занятость.

И очень много проблем в работе со средствами размещения, особенно санаториями Белокурихи. Они могут аннулировать подтвержденную заявку, если клиент выходит на них напрямую, могут вообще не давать номера в продажу на высокие даты или не выплачивать оператору комиссию, несмотря на договор. Нет цивилизованности в наших отношениях.

 

- Где лично вы предпочитаете отдыхать?

- На работе. Люблю работать, если это творчество. Ездить люблю везде, и по России, и за рубеж, мне всюду интересно. Не люблю границы, не люблю, когда ссорятся и воюют, очень переживаю за то, что сейчас происходит со страной. Я за открытый мир. Недавно пришла к мысли, что все-таки кочевники в нас живут очень глубоко. Именно эти корни, наверное, и заставляют меня почти ежемесячно куда-то двигаться.

www.tourargo.ru