Калуга

Подводные камни в правилах возврата туристам средств из фондов персональной ответственности

Своим постановлением от 8 апреля 202 г. № 461 правительство РФ утвердило правила возврата туристам средств за аннулированные туры из фондов персональной ответственности туроператоров.

Процедура в документе расписана достаточно подробно, остановимся на самых важных моментах.

Вопреки робким ожиданиям, срок подачи туроператорами уведомлений о намерении воспользоваться средствами фонда персональной ответственности не увеличен. Сделать это надо по-прежнему до 15 апреля (пункт 2). В правилах дата не упоминается, но эту информацию уточнили в «Турпомощи». То есть в распоряжении компаний несколько нерабочих дней, причем в условиях самоизоляции.

А потом, с даты подачи уведомления, дается шесть месяцев на составление реестра требований, то есть списка туристов, которым планируется вернуть деньги за отмененные туры (пункт 3). Именно шесть месяцев, это регламент. Подать документы до истечения этого срока, чтобы побыстрее вернуть туристам деньги, невозможно.

Общий объем денежных средств, указанных в требованиях о возврате и включенных в реестр, представленный туроператором в объединение «Турпомощь», не должен превышать фактический размер фонда туроператора (пункт 5).

По этому поводу возникают вопросы. То есть туроператор должен составить реестр так, чтобы уложиться в сумму? А частично возвращать деньги за тур можно? Например, поделить содержание фонда на всех вошедших в реестр пропорционально стоимости туров или всем поровну.

«Кому сколько и по какому принципу возмещать – решает сам туроператор. Главное – не превысить общую сумму фонда», – пояснил RATA-news глава «Турпомощи» Александр Осауленко.

Вот очень важно условие распечатки ФПО. Финансовые гарантии должны быть даже у того туроператора, который ранее был освобожден от финансового обеспечения ответственности и уплаты взносов в фонд персональной ответственности, поскольку он полностью сформирован (пункт 5).

С формальной точки зрения это логично: количество денег в фонде уменьшится, значит он уже не наполнен и, в соответствии с отраслевым законом, необходимы фингарантии. Но найти сейчас страховщика, который подпишет договор с туроператором, практически не реально. В том числе поэтому в последнее время туроператоры стали активнее избавляться от фингарантий, то есть старались наполнить свой ФПО.

Александр Осауленко приводит такие цифры. За 2018-2019 годы 13 компаний полностью сформировали свой фонд и получили от Ростуризма согласование на освобождение от фингарантий. А за последние 2,5 недели «Турпомощь» получила более 20 заявлений на наполнение ФПО.

Но тем, кто решит сейчас распечатать фонд, придется распрощаться со свободой от фингарантий и срочно найти страховщика. А еще, напомним, пополнить ФПО, заплатив очередной квартальный взнос – 0,25% от общей цены турпродукта за предыдущий год.

Правилами предписано возвращать туристу уплаченную за тур денежную сумму за вычетом стоимости фактически оказанных услуг (пункт 5).

Независимо от страны? А если это Италия, Китай, Южная Корея, Иран, которые официально не рекомендованы для посещения россиянами? Злополучная статья 14 отраслевого закона предписывает в таких случаях возвращать туристам полную стоимость туров.

 «В правилах это не сказано. Но по предыдущим разъяснениям Ростуризма ФПЗ на эти четыре страны не распространяются. Видимо, последуют дополнительные пояснения», – предположил Александр Осауленко.

В течение 60 рабочих дней со дня поступления документов «Турпомощь» осуществляет выплаты из средств фонда туроператора путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный туристом и иным заказчиком.

Итак, давайте посчитаем. Подать в «Турпомощь» реестр требований можно только через шесть месяцев после даты уведомления о намерении распечатать фонд. Ни раньше ни позже, даже если все документы будут готовы у туроператора через две недели. Потом еще в течение двух месяцев придут деньги. Итого восемь месяцев. По времени получается – что возврата ждать, что тур перенести, практически одно и то же.

А вот по деньгам – вопрос. Совсем не факт, что средств ФПО туроператора хватит на все выплаты, то есть турист может получить только часть стоимости путевки.

Получается, что перенести тур выгодней, тогда клиент ничего по деньгам не теряет.

И последнее. В правилах ничего не сказано о целевом назначении средств ФПО. Может ли туроператор распорядится своими деньгами, например, так: часть отдать туристам, а часть потратить, например, на зарплату сотрудников. «Функционал фонда персональной ответственности остается прежним – только выплаты туристам», – пояснил Александр Осауленко.

Ирина Тюрина, RATA-news