Пегас с 18 октября

Подорожание Турции даже на 1-2% может снизить продажи на десятки процентов

Вопреки ожиданиям, президент Турции подписал закон о введении налога на проживание в размере 2% от стоимости гостиничного номера. В первый год налоговая ставка составит 1%, со второго года – 2%. В бюджет налог будут платить отели, пансионаты, гостевые дома и другие средства размещения, принимающие туристов. Примечательно, что закон о налоге появился уже спустя после того, как подавляющее число турецких отелей заключили контракты на будущий год. Соответственно, кто и как будет компенсировать возникающую разницу в цене, пока непонятно.

У экспертов несколько версий, почему нынешний налог, несмотря на решительное противодействие отельеров, был все-таки принят правительством Турции. Одни считают, что 2019 год был успешным, прогноз на будущий сезон также вполне благополучный, поэтому страна может себе позволить повысить цены – «туристы и так поедут».

Говорят, если бы государство не ввело налог, то цены повысили бы сами гостиницы. Действительно, как сообщил президент Федерации отельеров Турции (TUROFED) Осман Айык, отельеры вынуждены повышать цены в ближайшие годы, чтобы компенсировать убытки кризисных 2015-2016 лет. По его словам, иностранные туристы в среднем тратят за поездку в Турцию $600, эта цифра ниже, чем среднемировая. Он отметил, что порядка 60% турпотока приходится на Анталью, и задача властей – привлекать туристов в другие регионы, так как Турция может предложить гостям не только пляжный отдых, но и богатое культурно-историческое наследие, и природные красоты.

Другие эксперты, напротив, считают, что в бюджете Турции недостаточно денег на диверсификацию отрасли, поэтому надо переложить этот груз на самих участников рынка. В частности, в сентябре правительство запустило новую стратегию, которая предполагает серьезное увеличение расходов на продвижение и рекламу Турции, в 2020 году они достигнут $180 млн. Значительная часть средств должна поступить от только что созданного Агентства по развитию и продвижению туризма, бюджет которого будет формироваться, в том числе, за счет отчислений 0,75% доходов гостиниц.

Третьи полагают, что страна, вводя налог на проживание, просто идет в русле мировой тенденции – аналогично поступают многие страны, в том числе прямой конкурент Турции – Испания.

В любом случае, как пояснил RATA-news исполнительный директор компании «Интурист» Сергей Толчин, Турция таким образом аккумулирует средства для развития туризма. «Не случайно периодически в профессиональной среде этой страны поднимается вопрос о каком-то ограничении системы all inclusive. Важно «вытянуть» туристов из пляжных отелей, чтобы доход получали не только они, но и соседние города, селения. Для этого надо развивать туристическую инфраструктуру. И средства на это логично взять из наиболее успешного сегмента отрасли», – полагает собеседник.

Но какими бы причинами ни объяснялось введение налога, у участников рынка есть серьезные опасения по поводу последствий. «На 2020 год многие места в отелях уже проданы, мы не можем просить клиентов доплачивать за размещение. Туристический налог снизит наши шансы на конкуренцию», – говорят представители турецких гостиниц.

Глава Armada International Hoteliers Казим Зото уверен, что нововведение ухудшит ситуацию на рынке. «Потребители однозначно столкнутся с ростом цен, ведь одновременно с налогом отельеры фиксируют подорожание продуктов, алкоголя, снабжения газом и электричеством, все это отразится на итоговой цене отдыха. Турция – направление, очень чувствительное к цене. Рост цен снижает ее конкурентоспособность», – сказал он.

По данным Ассоциации отелей Турции (TUROB), сейчас средние цены на размещение в Стамбуле составляют €91, в Анталье €98. Для сравнения, в Афинах – €142, в Барселоне – €150.

«Еще больше, чем Турция, к цене чувствителен российский рынок, – пояснил RATA-news Сергей Толчин. – Даже тысяча рублей имеет значение. По опыту скажу, что удорожание на 1-2% способно снизить продажи на десятки процентов. И это не преувеличение. В Турцию едут отдыхать семьями, соответственно три-четыре человека минимум, а это уже ощутимые расходы. Не стоит забывать и о конкурентах, которые могут своими действиями усугубить ситуацию».

Правда, как сказал эксперт, пока слишком мало информации, чтобы делать окончательные выводы. «Появление налога стало неожиданностью, все надеялись, что его не примут. Мы даже порядком не успели изучить этот вопрос. Непонятен механизм взимания, неясна пока и реакция отелей», – заметил он.

Напомним, турпоток из России в Турцию с января по октябрь составил 6,7 млн человек, это на 16,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года, Российские туристы заняли первое место по числу иностранных путешественников в Турции, доля этого рынка в общем въездном турпотоке составила 16,4%. Второе место заняла Германия – 4,65 млн, далее (2,44 млн), Болгария (2,25 млн) и Иран (1,83 млн).

Светлана Ставцева, RATA-news