Пегас с 18 октября

Инфраструктура российской границы катастрофически отстает от потребностей и туриндустрии, и экономики в целом

В Москве прошла I международная конференция «Современное управление границей. Новый этап развития логистической инфраструктуры России». Рассматривались вопросы обустройства и оптимизации управления работой пунктов пропуска, упрощения формальностей, создания условий для оперативного и комфортного прохождения границы российскими и иностранными гражданами. Это очередное мероприятие Общественного совета при Росгранице, работа которого направлена на повышение эффективности взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе с предпринимательскими объединениями.

Президент Российского союза туриндустрии и заместитель председателя Общественного совета Сергей Шпилько высоко оценил значимость конференции для решения насущных вопросов. «Не секрет, что проблем у туристов при пересечении границы возникает немало. Это касается пробок на автомобильных пунктах пропуска, очередей на паспортном контроле в аэропортах, портах круизных заходов. Явно недостаточна пропускная способность и география пограничных переходов. Особенно много проблем у компаний, принимающих морские круизы, занимающихся приграничным туризмом на Дальнем Востоке, северо-западе и юге России, у туроператоров-автобусников», - сказал г-н Шпилько.

Работа Общественного совета началась в прошлом году с визита делегации Росграницы в Калининградскую область. Затем представители РСТ вошли в состав ряда общественных советов, создаваемых при территориальных управлениях Росграницы. Так, вице-президент РСТ Юрий Барзыкин вошел в состав Общественного совета управления по Центральному федеральному округу, руководитель Хабаровского отделения РСТ Александр Осауленко возглавил Общественный совет при Дальневосточном территориальном управлении Росграницы. В Сибири в Общественный совет вошли руководитель Красноярского отделения Владимир Демидов, президент ассоциации туроператоров «Алтайское туристское соглашение» Сергей Зяблицкий и генеральный директор новосибирской компании «Акрис» Владимир Коуров. «И эти новые позиции надо активнее использовать для решения конкретных накопившихся проблем», - считает Сергей Шпилько.

Приводя конкретные примеры, он напомнил, что давно назрела необходимость реконструкции автомобильного пункта пропуска "Сосновая Падь", в частности, обустройства на въезде зоны личной гигиены туристов. Нуждается в реконструкции и расположенный на той же российско-китайской границе автомобильный пункт пропуска "Полтавка", в том числе требуется строительство моста для расширения его пропускной способности. «Надо, наконец, разомкнуть бюрократический круг в отношении обустройства пограничного пункта пропуска Нида - Рыбачий на западе России, - говорит Сергей Шпилько. - Росграница не без основания полагает, что его можно обустраивать, когда будет создана соответствующая портовая инфраструктура. Минтранс, похоже, считает, что этим может заняться сама Калининградская область. А земля эта - федерального значения. Вот вам и замкнутый круг». И как без пункта пропуска реализовать российско-литовское соглашение о судоходстве в Куршском заливе, непонятно, сетует г-н Шпилько. Также непонятно, когда решится вопрос о передаче от Росморпорта Росгранстрою части помещений морского порта в Балтийске, чтобы заработал открытый в мае пункт пропуска. В этом сезоне принимающие круизные компании на него рассчитывали. Необходимо реконструировать пункты пропуска в аэропорту "Пулково", "Большом порте Санкт-Петербурга", создать пункт пропуска в петербургском речном яхт-клубе на Петровской косе.

По мнению Сергея Шпилько, решить эти и многие другие вопросы удастся, если у федеральной целевой программы по обустройству госграницы будет достойное финансирование. Тех денег, что выделяются сейчас, как говорили многие участники конференции, мало на что хватит. А инфраструктура границы катастрофически отстает от потребностей и туриндустрии, и экономики в целом. Кроме того, для решения этих проблем необходимо подчинить интересы многочисленных контролирующих органов на границе единой цели: организации оперативного и комфортного прохода пассажиров, с учетом, разумеется, интересов национальной безопасности. И оцениваться работа погранпереходов должна по соответствующим показателям. А Росгранице надо дать возможность реально выполнять функции современной, хорошо оснащенной структуры, осуществляющей комплексное управление пограничными пунктами пропуска.

Важна в этом деле и роль бизнес-сообщества, считает Сергей Шпилько. Во-первых, Общественный совет готов незамедлительно передавать руководству Росграницы информацию о состоянии дел на погранпереходах. А во-вторых, в последние годы средства частных инвесторов нередко использовались для создания отдельных сервисных элементов пограничной инфраструктуры. И в будущем, похоже, без частно-государственного партнерства здесь не обойтись.