Мурманской области не хватает летнего бренда
Мурманская область остается для российских туристов территорией «штучного» туризма. Турпоток в принципе растет, но преимущественно за счет сегмента самостоятельных путешественников, а также иностранных пассажиров круизных судов.
Как отметила в беседе с RATA-news директор мурманской компании «Лаппи тур» Виктория Короткова, летом основной поток приходится на круизных туристов и рыбаков. «Иностранцев больше зимой, но приезжают и летом в период сёмужной рыбалки – с конца мая до середины августа, – пояснила она. – Среди россиян тоже немало любителей рыбалки, но многие едут самостоятельно на машинах, с палатками и уже на месте приобретают лицензии на вылов рыбы». Популярны однодневные экскурсии в Териберку, Североморск, Кировск, походы в Хибины. «Стоимость туров и услуг выросла. На севере жизнь дорогая. Однодневные групповые туры выходят по 3,5 тысяч рублей в ту же Териберку», – уточнила г-жа Короткова.
Директор мурманской компании «Радуга Севера» Елена Медведева рассказала об увеличении количества корпоративных заказов этим летом. И тоже отметила, что едет много «самотуристов». «Поэтому в сегменте организованного туризма рост незначительный, впрочем и падения нет. В основном, работаем с россиянами, также принимаем экскурсионные группы иностранцев, включая тайцев и китайцев. Их не так много, хотя в последнее время поехали активнее», – сказала г-жа Медведева.
Эксперт уверена, что развитию туризма в Мурманской области мешает нехватка номерного фонда и транспорта, а еще отсутствие «летнего» бренда. «Все знают о северном сиянии, за этим и едут. А ведь и летом есть на это посмотреть. Наши белые ночи круче питерских, а в июле зацветает пышная сирень».
В компании «Фото Турист Клуб» также не наблюдают роста объемов по Мурманской области, да и сравнивать с ситуацией 2018 года некорректно – в регионе стояла аномальная жара, горели леса: «Люди опасались ехать, пошло снижение по сезону. Сейчас погода отличная. Только что вернулись с полуострова Рыбачий, видели шторм в океане. Туристы бегали от волн по скалам, фотографировали. Все просто поражены местной природой, не хотели уезжать», – рассказал генеральный директор Евгений Колков.
По его словам, более всего востребованы туры на побережье Ледовитого океана. В Териберку тоже едут, но, как правило, самостоятельно. Сделать это несложно, из Мурманска обычно берут такси, дорога хорошая. «По лету группы уже загружены. Пока не понятно, что будет с поздними осенними турами, хотя их уже начали бронировать. Многие программы специально подогнали под выходные – с утра пятницы до вечера понедельника, чтобы люди могли приезжать на уикенды, взяв всего два дополнительных дня. Едут скорее летом, а зимой север людей пугает. Географию плохо знают. Ведь зимой в Мурманской области довольно тепло, океан не замерзает, ведь рядом проходит Гольфстрим», – пояснил г-н Колков.
Директор петрозаводской компании «Лукоморье» Ольга Лукина для популяризации туров в Мурманскую область в прошлом году сделала рекламный джип-тур по Кольскому полуострову. «Красота там необыкновенная, а вот транспортная логистика очень сложная. Дорог нет, проехать можно только на джипе. Такие туры привлекают тех, кто хочет северной экзотики, попробовать дикой семги – наездился уже на Мальдивы. Это дорогие туры, штучные, массовыми никогда не станут. Да и местные жители против большого количества туристов, опасаются, что затопчут природу», – заметила г-жа Лукина.
Виктория Короткова добавила, что сейчас туризм в России в приоритете, много говорят о развитии въездных потоков. «Почему же до сих пор на территории области сохраняется так много зон, регламентированных для посещения иностранцев? Они с удовольствием поехали бы, это очень красивые места. Например, полуострова Средний и Рыбачий. И подавать на оформление разрешительных документов для иностранных туристов необходимо за 45 дней, и еще не факт, что разрешат. Приходится отказывать группам, что очень ограничивает турпотоки», – подчеркнула она.
Наталья Панферова, RATA-news