Пегас
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Продажи речных круизов на сезон-2012 могут сорваться из-за отсутствия спроса

Письмо, на прошлой неделе отправленное компанией «Инфофлот» президенту России Дмитрию Медведеву, вызвало отклик на рынке речных круизов. В своем послании «Инфофлот», управляющий семью теплоходами и располагающий самой большой офисной сетью продажи круизов, в том числе в Казани, заявил, что гибель «Булгарии» и последовавший обвал спроса может окончательно погубить рынок речных перевозок в России. Послание главе государства с похожим содержанием подготовила и ростовская судоходная компания «Вояж». Ее генеральный директор Александр Макаров в разговоре с корреспондентом RATA-news подчеркнул, что не может оставаться в стороне от ситуации с речным флотом в России.

«На фоне случившейся трагедии средства массовой информации представили речные туры как один из самых опасных видов отдыха. Это повлекло практически полный обвал рынка речных круизов, туроператоры были вынуждены сократить навигационный период, вплоть до вывода судов из эксплуатации уже в середине августа. Все это, разумеется, негативно влияет на финансовые показатели нашего бизнеса», – отметил г-н Макаров.

Руководитель московского филиала «Инфофлота» Андрей Михайловский разделяет мнение коллеги: «Создан негативный образ речных круизов: старые суда, ужасный сервис, жадные до денег судовладельцы. А ведь официальное расследование показало, что причиной катастрофы «Булгарии» стал человеческий фактор плюс недобросовестное выполнение своих обязанностей одной конкретной компанией».

Г-н Михайловский пояснил, что обратиться к президенту компанию заставило тяжелое положение всех участников рынка речных круизов. После трагических событий 10 июля россияне боятся отдыхать на теплоходах. Рынок буквально обрушился, спрос упал в 3-4 раза и восстанавливается очень медленно. Основной удар приняли на себя регионы, где произошел «полный обвал», меньше пострадали Санкт-Петербург и Москва. Однако речные круизы – бизнес низкорентабельный и очень чувствительный даже к малейшим колебаниям спроса. «Пока реакции на наше письмо нет, но мы все-таки надеемся получить ответ. Ведь президенту страны достаточно лишь обратить внимание на проблему, чтобы пошел обратный процесс», – говорит представитель Андрей Михайловский.

«Один из двух наших теплоходов – «Президент» – накануне ушел в последний в этом сезоне рейс. Второй – «Алексей Толстой» – будет работать до 26 сентября», – рассказал RATA-news генеральный директор компании «Самарские путешествия» Дмитрий Воропаев. При этом обычно навигация на Волге продолжается до середины октября. По словам г-на Воропаева, число пассажиров резко уменьшилось, и, чтобы не гонять теплоходы полупустыми, пришлось объединять все программы на борту одного судна.

Генеральный директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев сообщил о 40-процентном спаде продаж по итогам августа: «Те, кто купил туры до 10 июля, от них не отказываются. Но во второй половине июля и в августе продажи заметно просели. Надеюсь, что имеющегося финансового запаса прочности нам хватит до следующего сезона. Правда, при условии, что банки прокредитуют на приемлемых условиях». Под «приемлемыми условиями» г-н Растегаев, в данном случае, подразумевает ставку не выше 11-12% годовых. Однако банков, предлагающих такие условия, сегодня буквально единицы. Большинство выдают кредиты под процент не ниже 15-17. При этом далеко не всем компаниям есть, под что брать кредиты. У многих региональных туроператоров по речным круизам ситуация крайне тяжелая, поэтому на следующий год многие теплоходы из затонов не выйдут.

И это далеко не полный перечень вопросов, которые, по мнению туроператоров, невозможно решить без вмешательства властных структур. В письме «Инфофлота», например, идет речь о предоставлении бизнесу помощи по кредитованию строительства речного круизного флота. Александр Макаров считает нужным рассмотреть вопрос об установлении фиксированных цен на топливо для судов. И приводит пример: ежедневно в летние месяцы стоянка теплохода у причала обходится в среднем в 110 тысяч рублей, в рейсе судно «съедает» в два-три раза больше. «Сегодня много также говорится о готовящемся законопроекте по укрупнению судоходных компаний путем слияния. Думаю, это изменит ситуацию на рынке не в лучшую сторону, ослабит конкуренцию и приведет к неоправданному росту цен», – отмечает г-н Макаров.

С 1 сентября в большинстве круизных компаний стартуют продажи на сезон-2012. Игроки рынка пока настроены пессимистично. «Надо, чтобы средства массовой информации поддерживали речников, ведь «Булгария» – это трагическое исключение. И в печати, и на телевидении, по-прежнему, про круизный флот идет один негатив. Конечно, это, ужасно, что затонул корабль, погибли люди, но в целом-то отрасль в порядке», – говорит генеральный директор компании «Водоходъ» Александр Трофимов. По его прогнозам, в следующем году продажи вряд ли удастся выровнять. «Обычно к началу сентября у нас уже толстая папка заявок. Сейчас это тоненькая папочка. И пока никто из клиентов платить деньги не собирается. В дальнейшем ситуация, если и улучшится, то незначительно. Минус в продажах сохранится где-то на уровне 10%», – прокомментировал ситуацию г-н Трофимов.

Андрей Михайловский также считает, что не стоит ждать возрождения отрасли в ближайшее время без экстренных мер и поддержки со стороны государства. В конце концов, страдает не только бизнес. Россияне теряют один из прежде самых востребованных видов отдыха.

 

Нина Егоршева, RATA-news