Интурмаркет с 1 октября

Авиакомпаниям могут подрезать крылья

Росавиация может закрыть небо для 20% авиакомпаний России, которые должны Пенсионному фонду и Росаэронавигации. Причем в числе должников как неизвестные компании, так и авиаперевозчики с громким именем.

Над российскими авиакомпаниями снова начали собираться грозовые тучи. Мало того, что кризис и так больно ударил по покорителям неба, так теперь еще и долги мешают подняться в небеса. Из-за того, что некоторые авиаперевозчики не платят отчисления в Пенсионный фонд и задерживают оплату за аэронавигационное обслуживание, их могут лишить права на полеты.

Как сообщил «Интерфаксу» источник в Росавиации, в «черном списке» тех, для кого наступит нелетная погода, может оказаться каждая пятая российская авиакомпания. То есть 32-33 авиаперевозчика (20%) в этом году могут оказаться без крыльев. Всего в реестре Росавиации находятся 167 авиакомпаний. При этом в списке кандидатов на невылет как маленькие и никому неизвестные компании, так и те, которые на слуху и давно занимается авиаперевозками. При этом для того, чтобы быть вычеркнутым из списка должников, нужно всего лишь заплатить по счетам. Самих неплательщиков уже письменно предупредили о последствиях их действий.

Кроме того, Росавиация продолжит борьбу с задержками рейсов. Этой болезнью страдают преимущественно те авиаперевозчики, которые выполняют чартерные рейсы. Ведомство и раньше наказывало компании за отмены и переносы вылетов, теперь тоже не собирается им потакать. По словам представителя Росавиации, способы борьбы останутся прежними – уменьшение глубины продаж (предварительные продажи, скажем, не на полгода вперед, а всего на три месяца) или сокращения чартерных программ на нынешний год.

Между тем авиационная отрасль всего мира уже давно испытывает проблемы. В середине прошлого года астрономически высокие цены на нефть и, соответственно, на керосин для железных птиц, привели к банкротству ряда авиаперевозчиков во всем мире. С тех пор топливо резко упало в цене вслед за черным золотом, однако кризис и мировая рецессия не дали компаниям оправиться.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) подсчитала, что за прошлый год убытки авиакомпаний всего мира составили $5 млрд. В этом году просвета не ожидается, и убытки продолжат преследовать отрасль.

«Похоже, 2009 год станет одним из сложнейших в истории международной авиации. Сокращение грузоперевозок на 22,6% в декабре забросило нас в неведомые дали, и дна падения пока не видно. Пристегните ремни и приготовьтесь к турбулентности и жесткой посадке», – невесело пошутил глава IATA Джованни Бизиньяни.

Что касается России, то, несмотря на все проблемы, отечественным авиакомпаниям удалось увеличить перевозки пассажиров в 2008 году на 10,7%. Однако январь 2009 года заставляет волноваться: за месяц авиакомпании снизили пассажирские перевозки на 10-11%.

Еще не совсем оправившаяся от краха «ЭйрЮнион» российская авиаотрасль снова оказалась в опасной ситуации. Планы по созданию мегаавиаперевозчика «Авиалинии России», или «Росавиа» (проект правительства Москвы и «Ростехнологий») отодвинулись на второй план из-за кризиса. Эксперты ранее предсказывали, что из всей отрасли, скорее всего, выживут перевозчики первой пятерки («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Трансаэро», «Ютэйр»), а также компании, имеющие могучего партнера в лице государства или большой корпорации.