Travelport с 18 января

Электронные торги блоками «Аэрофлота» начнутся 25 февраля. Задача туроператоров – не испугаться

Вчера генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев выслушал мнение туроператоров относительно открытых электронных торгов по реализации блочной перевозки. Вопросов задавали много. Против новой формы продаж не высказался никто. И все же чувство недоумения пока не покинуло туроператоров.

На встречу была приглашена «фокус-группа» туристического рынка - основные блочники авиакомпании. Присутствовал и президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

Виталий Савельев сразу дал понять, что не заинтересован в существовании системы, когда распределение блоков основано на «позвоночном» праве и неформальных отношениях, и сформулировал основную цель введения электронных торгов: «Я хочу ликвидировать барьер между авиакомпанией и туроператорами, обеспечить свободный «доступ к телу». Ваша задача – не испугаться». Но есть и вторая цель – если она не первая: «Мы хотим летать рентабельно».

Как пояснил г-н Савельев, с его приходом в «Аэрофлот» выбор любого партнера проводится на конкурсной основе. По этому принципу была определена страховая компания. На электронных торгах теперь покупается и керосин. «Топливо составляет 36% себестоимости авиаперевозки. Раньше мы закупали керосин раз в три месяца по ценам продавцов. А теперь покупаем ежемесячно на торгах. Экономия – 20%», - сказал глава авиакомпании.

Виталий Савельев, с одной стороны, был демократичен, но по некоторым поводам занимал жесткую позицию. Слишком большой, по мнению туроператоров, шаг аукциона в 5 евро после краткого обсуждения был изменен: будет 2 евро для торгов по билетам стоимостью до 500 евро и 5 евро – для дальних направлений, где место стоит выше 500 евро. Но, например, от депозита 10% даже для длинных цепочек не отступил. Туроператоры обратили его внимание, что предложенные «Аэрофлотом» депозитные условия на больших программах предусматривают оплату двух рейсов, хотя на рынке принято резервировать стоимость одного – максимум полутора рейсов. Но г-н Савельев сказал, что эти условия отражают принципиальную позицию перевозчика с учетом рисков, которые он принимает на себя, реализуя блочную продажу перевозки. И меняться они не будут.

Больше всего вопросов вызвало содержание лотов, причем дискуссия по этому поводу приняла неожиданный оборот. «Аэрофлот», напомним, запланировал торги блоками на летний сезон 2010 года. В процессе обсуждения этой темы было высказано мнение, что, возможно, надо продавать лоты не на сезон, а сразу на год. В результате споров образовалось несколько вариантов формирования лотов.

Первый: торги на лето-2010, как и предполагалось изначально.

Второй: годовые лоты по всем направлениям.

Третий: провести торги комбинированными блоками (зима плюс лето) к следующему зимнему сезону.

Четвертый: по отдельным направлениям, например, Париж и Прага, сформировать лоты на год, а по другим – отдельно на летний и зимний сезоны.

Второй вариант охотно поддержала коммерческая служба авиакомпании и некоторые туроператоры. Хотя большинству присутствовавших было непонятно, как можно на год вперед учесть конъюнктуру рынка, изменение стоимости керосина, хендлинга, курса валюты и т.д. При этом аэрофлотовские коммерсанты были готовы выставить годовые лоты не осенью 2010, как предполагает третий вариант, а сейчас, когда перспективы сезона неясны, а времени на совершенствование условий аукциона в обрез: первые торги назначены на 25 февраля.

Какой вариант в результате будет выставлен на торги, так и осталось непонятным. И вопросов у туроператоров осталось много. Прежде всего, никто из них не имеет опыта электронных торгов и не представляет себе, как все это будет происходить. Насколько поможет назначенная на завтра, 12 февраля, деловая игра, покажет время.

Всех беспокоит, до какой стоимости места они доторгуются. Будет ли продукт с аэрофлотовской перевозкой конкурентным? Авиаброкерство на туристическом рынке возникло не случайно, и у него есть серьезный административный ресурс. На многих направлениях брокеры берут на себя риски по выкупленным местам, а значит, вынуждены договариваться с туроператорами. Участвуя в торгах, туроператоры берут эти риски на себя. Не придется ли им потом снижать стоимость билетов в ущерб себе? И вообще, насколько жизнеспособно существование на рынке электронных торгов в отдельно взятой авиакомпании, то есть в отсутствие биржи?

Добиться прозрачности в распределении блоков – идея, несомненно, благородная. Однако дезавуировать ее просто: достаточно выбрать такой алгоритм торгов, который будет просто невыгоден участникам. Еще на стадии консультаций по этому проекту президент РСТ Сергей Шпилько в письме г-ну Савельеву подчеркнул: «Главное, чтобы условия участия в аукционе были публичными, обоснованными и равноправными в отношении добросовестных участников рынка, а стартовая цена учитывала реалии рынка». Виталий Савельев заверил туроператоров, что авиакомпания, конечно, заинтересована работать с выгодой, но при этом совсем не желает, чтобы ее партнеры несли убытки.

 В общем, остается только ждать – чем в итоге закончится инициатива «Аэрофлота». Уже в конце февраля мы узнаем, удастся ли перевозчику выполнить декларированные задачи или найдется масса аргументов в пользу того, что прозрачное распределение блоков не соответствует интересам самих участников рынка.

Какие документы необходимы для получения допуска к участию в торгах, смотрите здесь. (Ирина Тюрина, RATA-news)