Интурмаркет с 1 октября

Туристические перспективы «черного» континента

Популярность «черной» Африки у российских туристов постоянно растет. Но поскольку, за некоторым исключением, это все-таки не массовое направление, операторов, которые специализируются на этом направлении и глубоко знают продукт, немного. С некоторыми из них довелось побеседовать корреспонденту RATA-news. Эксперты с удовольствием рассказали о туристическом потенциале и особенностях различных стран жаркого континента, а также о новых маршрутах, которые могут быть интересны тем, кто уже открыл для себя Африку.

Компания «Килиманджаро», созданная бывшими сотрудниками академического Института Африки, занимается только Африкой. «Мы специализируемся на так называемой черной Африке, – уточняет генеральный директор компании Марина Каткова. – Арабские страны на севере континента, такие как Алжир, Марокко, не говоря уже о Тунисе и Египте, хорошо раскручены. Для искушенного туриста интересны территории южнее Сахары». По словам г-жи Катковой, ЮАР, Кения и Танзания уже неплохо освоены русскими. Например, ЮАР в 2009 году посетило 15 тыс. россиян, а Кению и Танзанию – по 2,5-3 тыс. туристов из России. Однако спрос на поездки в другие «черные» страны тоже понемногу растет. «Мы особенно любим редкие направления, – продолжает Марина Каткова. – И, наверное, являемся лидерами по числу туристов, отправленных на Мадагаскар, в Мозамбик, Сенегал, Эфиопию, Зимбабве и Ботсвану. Организуем также туры в Намибию, Уганду и Руанду, Гану, Мали, Конго. Индивидуальные туры делаем практически всюду, где позволяют соображения безопасности».

Количество российских туристов, въехавших в редко посещаемые страны в 2009 году, даже в совокупности не достигает объемов Кении или Танзании, тем не менее, г-жа Каткова прогнозирует активный рост спроса на Сенегал и Эфиопию. С ней согласны и другие операторы. «Заинтересованность в русском рынке, которую проявляют правительства этих стран, предпринимаемые ими усилия приносят свои плоды», – говорит менеджер компании «Планета Солнца» Алексей Елисеев. Его коллега из «Астравел» Елена Позднякова только вернулась из рекламного тура в Сенегал и уверена, что уже к концу года операторы смогут существенно поднять поток в эту страну. «Сенегал – это идеальный «микс». Недорогой перелет, недорогое наземное обслуживание, прекрасная природа (несколько национальных парков), интересная история, отличные пляжи и хорошие отели – такое сочетание встречается не часто».

Эфиопия – тоже весьма любопытная страна, прежде всего, с точки зрения этнического и исторического туризма. Для русских особенно привлекательным может быть тот факт, что она не просто христианская, а еще и православная – здесь находится много православных храмов XII-XIII веков. «Есть церкви, вырубленные в скалах и соединенные подземными коммуникациями», – рассказывает г-жа Позднякова. В Эфиопии бурно и красиво празднуют христианские праздники. «Но важно знать и специфику, – предостерегает г-жа Каткова. – Например, не стоит ехать в страну на Новый год, который празднуется по старому григорианскому календарю в ночь с 13 на 14 января. В этот день на центральную площадь Аддис-Абебы (там, кстати, стоит памятник Пушкину) собираются нищие и больные со всей страны и правительство бесплатно кормит их».

В Эфиопии проживают аутентичные племена, здесь можно увидеть подлинные, а не разыгранные для туристов обряды с использованием магии и колдовства. Посещение ее может быть интересно еще и любителям горного туризма. Доброжелательность населения – огромна. «Выхода у нее к океану нет, но при желании тур легко можно объединить с отдыхом на Занзибаре или в Египте», – поясняет Елена Позднякова. По словам эксперта, раньше в Эфиопии не было ни дорог, ни коммуникаций, но сейчас страна активно развивается в туристическом плане, поэтому внимание к ней со стороны российских туристов вполне объяснимо и оно постоянно растет. «Эфиопия всегда вызывает восторг у туристов», – подытоживает Марина Каткова.

Повышению популярности той или иной страны нередко способствуют усилия самого оператора. «В прошлом году мы стали организовывать так называемые «экспедиционные туры» в Уганду, – рассказывает Алексей Елисеев. – Группа из 10-15 человек перемещается в автобусе, проживает в недорогих гостевых домах. Это позволяет посмотреть практически всю страну с ее старейшим национальным парком Королевы Елизаветы, Голубым Нилом, озерами и водопадами. Стоимость такого путешествия – примерно €2 тыс., что в два раза дешевле стоимости обычного тура». По словам г-на Елисеева, «экспедиционные» программы, не только пользуются большим спросом, но способствуют росту интереса к стране в целом и продаже более дорогих туров.

«Поездка в Уганду и Руанду – это, прежде всего тур к обезьянам, – объясняет Марина Каткова. – Национальные парки этих стран славятся обилием и разнообразием приматов, за жизнью которых очень интересно наблюдать. Кроме того, Уганда и Руанда могут привлечь внимание любителей речных сплавов». В безопасности поездок в Уганду наши эксперты уверены, а вот Руанда, с точки зрения Алексея Елисеева, остается пока «под вопросом».

Наши собеседники отметили также растущее внимание наших соотечественников к Западной Африке. «В первую очередь, это происходит за счет тех туристов, которые уже изучили Восточную и Южную Африку», – считает Елена Позднякова. Компания «Астравел» успешно продает групповой тур Мали – Того – Гана - Бенин. «Мали – страна, в которой есть то, чего нет больше нигде. Это – пустыня Сахара, уникальные племена, памятники исламской и рабовладельческой культур, – с увлечением рассказывает г-жа Позднякова. – Близость ее к Того, Гане и Бенину и позволила нам организовать комбинированный тур, включающий посещение и этих трех стран».

По словам туроператоров, у туристов просыпается интерес и к другим странам. Отдельные путешественники, к примеру, спрашивают Мавританию или Камерун. «В Камерун мы отправляли группы, это любопытная страна – здесь можно увидеть все природно-климатические зоны континента. Но организовывать туда поездки очень тяжело. Там настолько сильна коррупция, что она мешает нормальному развитию туризма. Еще хуже обстоят с этим дела только в Нигерии», – сетует Марина Каткова.

В ряд африканских государств операторы не готовы отправлять туристов по соображениям безопасности или из-за несоответствия цены качеству. «В свое время в Западной Африке французы создали неплохую туристическую инфраструктуру, но в результате войн и конфликтов она оказалась практически разрушена, – отмечает г-жа Каткова. – А если отельная база одинаково плохая, то нет и конкуренции, и значит, цены велики и явно не соответствуют предлагаемому сервису».

Не способствует успеху у туристов и тот факт, что, в частности, на западном побережье за исключением Сенегала ограничены возможности для пляжного отдыха. «На Атлантике гораздо холоднее, чем на побережье Индийского океана, здесь сильные холодные течения, которые проходят близко от берега – купаться можно далеко не везде. Песчаные пляжи есть, конечно, но больше все-таки галечных. Или это просто каменистый берег», – объясняет г-жа Каткова. Тем не менее, по мнению Елены Поздняковой, та же Западная Африка, безусловно, способна привлечь туристов: «Здесь потрясающие люди, удивительные культы, разнообразная этника, уникальные исторические памятники. Путешествия сюда подойдут любителям приключенческого туризма».

В Южной Африке перспективными могут быть такие относительно новые направления, как Мозамбик и Мадагаскар. «Мозамбик – это прекрасные пляжи на Индийском океане, которые сейчас бурно застраиваются отелями», – поясняет Марина Каткова.

Генеральный директор компании Volmar Safaries Владимир Неклюдов напомнил еще об одном месте на африканском континенте, куда также растут продажи – острове Мадагаскар. У французов, по его словам, это одно из популярнейших мест отдыха, в том числе и за счет наличия вариантов недорого размещения.

Подробнее о тенденциях спроса на Восточную и Южную Африку, о портрете потребителя африканских туров, а также об особенностях авиасообщения с континентом, читайте в ближайших выпусках RATA-news. ((Екатерина Сирина, специально для RATA-news)