Тревелпорт

Число турагентств в России сократилось на 50%, зимой ситуация может стать еще хуже

Турагентства уходят с рынка в связи с отсутствием продаж, а оставшиеся сокращают сотрудников. Лето оказалось тяжелым для туротрасли, но зима может стать еще хуже из-за полной неопределенности со сроками окончания пандемии и закрытыми границами. Без новых мер поддержки бизнеса со стороны государства турбизнесу трудно будет выжить и сохранить профессиональные кадры. Об этом говорили эксперты рынка на встрече с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Москве Татьяной Минеевой.

Как сообщил руководитель правовой комиссии РСТ Георгий Мохов, по данным единого федерального реестра число туроператоров в Москве уже сократилось с 289 в прошлом году до 241 в нынешнем, то есть на 15%. Но окончательная картина ухода компаний с рынка станет понятна только к марту, когда туроператорам нужно будет оформлять фингарантии и продлевать членство в реестре.

За количеством турагентств, по словам г-на Мохова, следить сложнее, так как ротация на этом рынке очень велика. «Согласно данным общероссийского реестра турагентов, в Москве в рознице работают 2885 субъектов. Конечно, цифры динамические, ротация субъектов в этом сегменте – около 30% в год. То есть компании, которые возникают в начале года, иногда к концу его исчезают. Но сейчас мы наблюдаем значительное сокращение штатной численности в рознице – до 60%, а у некоторых и до 80%. Иными словами, мы начинаем терять квалифицированные кадры», – подчеркнул он.

Генеральный директор сети «Магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов сообщил, что его сеть сократилась на 30%, а в России с рынка ушли до 50% турагентств. Эксперт заметил, что в этом виде бизнеса очень низкий порог вхождения: чтобы открыть или закрыть турагентство больших вложений не нужно. Поэтому в перспективе рынок может быстро восстановиться.

По словам г-на Агафонова, с конца июня, когда начал потихоньку открываться внутренний туризм, у турагентств был взрывной рост продаж, но в итоге общий объем составил лишь 25-30% от прошлогоднего уровня. «При этом сама стоимость тура по России ниже в 2-2,5 раза, чем за границу – в среднем 45-50 тысяч на двоих. Доходность агентского бизнеса упала, компенсировать это можно только продавая много туров», – сказал он.

По информации МГП, средняя глубина продаж составляет всего 7 дней, клиенты боятся бронировать заранее, что означает откат к показателям 10-15-летней давности. Подрыв доверия к раннему бронированию станет одной из проблем восстановления бизнеса в 2021 году.

«Предстоящая зима будет очень сложной для агентств в силу неопределенности и отсутствия продукта, который можно продавать. Но впереди весна, спрос вернется. Предвижу большое будущее у внутреннего туризма в 2021 году», – сказал Сергей Агафонов, подчеркнув, что сейчас продажи стимулирует программа кэшбэка, ее нужно продолжать.

Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин рассказал, что, несмотря на победные реляции о рекордных продажах туров по России, общий объем по итогах года во всех регионах будет ниже, чем в 2019 году. «Несмотря на сообщения о рекордных турпотоках по некоторым направлениям, мы не имеем ни одного положительного результата среди 80 регионов, с которыми работаем. Везде падение. У нас есть итоги продаж за 10 месяцев – думаю, до конца года ситуация почти не изменится. Сильнее всего упал спрос на экскурсионных направлениях. Так, въезд в Москву сократился на 52%, в Петербург – на 49%», – отметил он.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева, в свою очередь, сообщила, что туротрасль города в первом полугодии потеряла более 6 млн туристских прибытий и 270 млрд рублей, а поступления в бюджет сократились на 37 млрд.

По словам г-на Ромашкина, общее падение не обошло даже лидеров спроса – Крым и Краснодарский край, которые получили тех туристов, которые прежде ездили за границу. В первом объем продаж, по его данным, сократился на 10%, во втором – на 17%.

Крым, как считает гендиректор «Дельфина», мог принять и больше туристов, но помешала нехватка гостиничной базы. В Подмосковье турпоток упал на 32%, в Кавминводы – на 34%, в Карелию – на 30%, в Калининградскую область – на 14%.

Гендиректор сети Azimut Hotels Максим Бродовский предполагает, что в 2021 году гостиничная отрасль не сможет вернуться к показателям «доковидного» 2019 года: это, по его мнению, произойдет не раньше 2023 года. В 2021 году падение выручки городских отелей сохранится и составит от 25% до 50%, причем дольше всего будут восстанавливаться наиболее дорогие отели. «Понятно, что Краснодарский край и Крым – это другая история, там ситуация будет лучше», – подчеркнул эксперт.

Он напомнил, что часть доходов российские гостиницы получали от проведения деловых мероприятий. Сейчас этот сегмент находится в особенно сложном положении, поскольку во время пандемии организация конгрессов, конференций и т.п. стала гораздо сложнее. Многие компании отменяют запланированные бизнес-встречи.

И Максим Бродовский, и Сергей Ромашкин считают, что в обычных условиях введение электронных виз, запланированное на 1 января 2021 года, дало бы серьезный приток иностранных туристов. Но сейчас вряд ли оно принесет какие-то результаты раньше 2022 года из-за пандемии. «В нормальной ситуации поток бы вырос на 40-60%. Сейчас такого скачка не будет, но во второй половине 2022 года туризм может восстановиться», – считает г-н Ромашкин.

Все эксперты говорили о том, что турбизнес остро нуждается в государственной поддержке. Без этого неизбежно дальнейшее сокращение количества компаний и рабочих мест, потеря квалифицированных кадров.

Татьяна Минеева подчеркнула, что в рамках рабочей группы продолжит обсуждать с представителями бизнеса предложения по поддержке туристической отрасли и стимулированию спроса, с тем, чтобы эти меры были заложены в бюджет города на 2021 и 2022 годы.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news