Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Лариса Федорова: «Туры по России – перспективный нишевой продукт со стабильным спросом»

08:48, 12 марта 2014

Оператор «Виадук Тур» специализируется на организации экскурсионных поездок по России и СНГ. О том, как живется столь узко специализированной компании и каковы перспективы нишевого продукта, рассказывает генеральный директор оператора Лариса Федорова (фото).

 

- Момент для интервью оказался актуальным. Вас как оператора по экскурсионным турам наверняка коснулись последние события в Украине?

- Да, конечно, все это сильно сказывается на направлении. Серьезный спад бронирований туров в Украину начался давно. Причем, всю зиму мы получали от своих украинских партнеров очень выгодные предложения. Например, Львов выставлял чрезвычайно привлекательные цены. Тем не менее, традиционно высокие рождественские продажи в этом году заметно упали. А сейчас вообще – ноль. Обычно в это время уже хорошо продавались туры на майские праздники, когда в Киеве цветут каштаны. Ни Львов, ни Одесса также не востребованы. Думаю, это падение спроса надолго.

 

- Что же пользуется спросом у ваших туристов?

- Мы продаем все регионы России вплоть до Дальнего Востока, предлагаем экскурсионные пакеты и перевозку. Делаем туры выходного дня в Москву, Казань, Санкт-Петербург, Самару, по Золотому кольцу, в Нижний, Великий Новгород, Псков, Вологду. Всего примерно 400 туров по стране. Работаем со взрослыми и детскими группами. Есть у нас также программы по СНГ: в Белоруссию, Украину, Молдову, Армению. Хотим начать работу с Грузией, поедем в ближайшее время знакомиться с принимающей компанией, гостиницами. Мы никогда не предлагаем то, что не увидели собственными глазами и не попробовали на себе. В планах также и Азербайджан

 

- Но, судя по сайту, у вас в ассортименте далеко не все страны СНГ. Почему? Нет спроса?

- А что такое СНГ? Для нас это страны, куда не нужна виза и куда можно без долгих сборов и проблем отправиться на выходные – доехать за ночь или долететь за пару часов. По этой причине у нас, например, нет Туркменистана, куда, кстати, нужна еще и виза, причем, не самая простая. Но в целом поток по большинству стран СНГ очень невелик, исчисляется десятками туристов, погоду на направлении делают Белоруссия и Украина. С «уходом» Украины мы, безусловно, сильно теряем. Направление было на подъеме. Хотя, судя по первым впечатлениям, замена ей отчасти уже нашлась – мы, например, заметили рост спроса на Молдову, особенно на майские праздники. Людям хочется, весны, цветения, а Кишинев в это время действительно прекрасен. Вот такое неожиданное продолжение темы «Цветущий город»…

 

- Не было ли у вас желания выйти на более массовые направления?

- Мы начинали с приема в Москве, хорошо знаем особенности культурно-познавательного туризма и прекрасно чувствуем себя в этой нише. Помимо взрослых и детских, школьных групп, у нас есть небольшой сегмент корпоративного туризма, хотя организации начали откровенно экономить на корпоративном отдыхе. Мы четко почувствовали это нынешней зимой. Наша ниша – не самая простая, особенно после 2008 года. Сейчас речь идет не о развитии, расширении, а о выживании. Ни в денежном, ни в количественном выражении спрос с тех пор так и не восстановился. Что не мешает нам с оптимизмом смотреть в будущее, потому что мы хорошо знаем свое дело.

Вот, решили стать членами Российского союза туриндустрии – этой организации до всего есть дело. А так как нынешнее правительство Москвы взяло курс на развитие туризма, Комитет по туризму возглавляет опытный профессионал Сергей Шпилько, я поняла – надо вступать в союз и участвовать в решении проблем московского туризма. Они всем хорошо известны: недоступные для турбизнеса выделенные полосы, отсутствие стоянок и парковок для туристических автобусов, недопонимание со стороны музеев, особенно самых популярных и востребованных. Немало проблем в детском туризме, особенно в связи с новыми правилами перевозки. Правда, должна сказать, что, несмотря на трудности, в том числе с музеями, всех своих туристов мы, так или иначе, «пристраиваем», никому не отказываем. И даже какие-то подвижки со стороны музеев есть, за исключением Кремля. Та же Третьяковская галерея теперь просит присылать заявки по электронной почте, а еще год назад не принимала даже факс – обязательно надо было явиться живьем! Все музеи стали принимать безналичные платежи. Прогресс есть, но этого недостаточно при тех потоках, которые направляются сейчас в Москву.

 

- Как вы считаете, Москва действительно стала популярнее за последние годы?

- Безусловно. Но ценовая политика города оставляет желать лучшего. Пока только отели реально способствуют развитию туризма – они уже года три держат одни и те же цены, с ними комфортно работается. Но транспорт, еда, услуги по-прежнему дороги. Особенно для детских групп и тем более – из регионов. Простой пример: сейчас многие музеи делают интересные интерактивные программы, но детям они обычно недоступны из-за цены. Очень популярный музей «Экспериментаниум» тоже дорогой – 300-400 рублей на одного ребенка. Не говоря уже о Планетарии: если мы берем здесь экскурсию плюс отдельные залы, цена подскакивает до 1 тыс. рублей.

Полностью от имиджа делового центра Москва не избавилась. Но усилиями Комитета по туризму этот перекос постепенно снимается. Мне нравится ставка на роад-шоу по стране, знакомство регионов с возможностями столицы. Отдача точно есть – мы почувствовали рост потока примерно с прошлого года. Сейчас участвуем в роад-шоу «Родные просторы», выбрали Тюмень, Курган, Челябинск, Уфу.

 

- Насколько активно путешествуют туристы из отдаленных регионов? Ведь для них поездка в Москву порой оказывается дороже, чем за рубеж. Одна дорога чего стоит.

- На самом деле, варианты удешевления есть. Те же авиабилеты можно найти по весьма разумным ценам. Мы, например, летим обратно из Уфы в Москву после роад-шоу за 3127 рублей. К нам из Читы в этом году прилетали детские группы за 1770 рублей за билет. Это уже работа менеджера – найти доступные билеты. Но в целом сравнение с зарубежным, например, пляжным направлением, априори некорректное. Туры по России – совершенно другой продукт и покупают его другие люди, которые именно так представляют себе свой отдых. Клиенты массовых зарубежных направлений и наши практически не пересекаются. В моей личной практике был лишь один случай, когда клиентка собралась в Казань и Елабугу, долго выясняла стоимость, а когда узнала, то сказала, что за такие деньги она может уехать отдыхать в Турцию. Ради бога! Мы продаем то, что сами любим, и те места, где сами отдыхаем. Это – стиль жизни. Менеджеры массовых операторов едут в рекламники в Турцию и Египет, а мы – в Пензу, связанную с именами многих деятелей русской культуры, например, с Лермонтовым. С интересом посещаем другие интересные места в России: Вологду, станицу Вешенская, города Золотого кольца, Рязань, Тулу. Конечно, на Москву в нашей компании приходится подавляющая доля туристов, но и в туры по России и СНГ отправляем ежегодно тысячи человек. И нам есть, куда развиваться, мы постоянно находим новые маршруты.

 

- Каким вы видите сезон-2014? Ожидаете роста или падения спроса? Что планируете?

- Сезон будет непростым: покупательная способность однозначно падает. Но люди все равно хотят путешествовать, поэтому мы планируем в этом году увеличить потоки по всем своим направлениям, прежде всего, по Москве, Золотому кольцу. А я лично надеюсь воплотить свою давнюю мечту – создать тур в Брянск. Здесь в Овстуге – усадьба, где родился Федор Тютчев. Живописный берег реки, тенистые аллеи парка, пруд с беседкой на островке, холмы, заливные луга – удивительное место! Еще в Брянской области есть храм Неопалимой Купины в Дятьково, а в нем – единственный в России, а может, и в мире, хрустальный иконостас. Церковь с хрустальным иконостасом была в этом селе еще в XIX веке, когда здесь открыли первый в России хрустальный завод, сейчас известный как Дятьковский, но до наших дней она не дожила. А этот храм был выстроен уже в 2003 году. Но очень хорош! Этот маршрут мы уже не раз предлагали корпоративным группам, люди очень довольны. Теперь хотим сделать регулярные сборные туры.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно