Travelport с 18 января

Туристско-рекреационные зоня должны стать локомотивом региональной экномики

В Торгово-промышленной палате РФ 10 апреля прошло расширенное заседание Комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности. В рамках повестки дня обсуждался проект закона «О внесении изменений в ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части создания и прекращения существования особых экономических зон туристско-рекреационного типа; прошла дискуссия по поправкам в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», касающихся финансовых гарантий. Вел заседание заместитель председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрий Барзыкин.

Напомним, что для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ устанавливается особые административный режим, порядок предоставления налоговых льгот, режим землепользования. Для создания режима благоприятствования российским центрам и курортам могут быть также упрощены визовые формальности, а также предоставлены доступные кредиты и другие возможности правового и экономического характера.

На федеральном уровне проект планирует освободить резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ в течение первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога. Для налогоплательщиков, имеющих статус резидентов туристско-рекреационной ОЭЗ, предполагается снятие 30% ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды. А по льготной ставке социального налога в 14% есть возражения от Правительства РФ. Согласно закону особая экономическая зона создается на 20 лет. Земельные участки, как и государственное или муниципальное имущество, расположенные на территории ОЭЗ, могут предоставляться в аренду на срок действия соглашения о создании ОЭЗ, а созданные арендаторами земли объекты недвижимости могут быть выкуплены.

В своем вступительном слове по первому вопросу г-н Барзыкин напомнил, что 17 марта проект закона об особых экономических зонах был принят Госудмой РФ в первом чтении. До 16 апреля законопроект находится в стадии обсуждения, поправки и предложения уже поступили от 18 регионов России. Заключения по законопроекту уже предоставили Комитеты Госдумы РФ - по экономической политике предпринимктельству и туризму, по экологии, Правовое управлени Госдумы РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз туриндустрии, Высший арбитражный суд и др. Как сообщил г-н Барзыкин, законопроект приведен в соответствие со смежными законами, в нем учтены все замечания Правительства РФ.

Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин отметил важность идеи туристко-рекреационных особых экономических зон, поскольку в нашей огромной стране до сих пор нет ни одного заранее спланированного курорта. По его словам, в ближайшее время на сайте Ростуризма будеут размещены метолические рекомендации по ОЭЗ, чтобы регионам было понятнее, о чем идет речь.

О типичной ошибке, встречающейся в заявках регионов, претендующих на создание ОЭЗ, рассказала заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Ольга Маркова. Чаще всего в представленных документах встречается описание какого-либо туристического маршрута, не вписанного в концепцию и стратегию развития региона как особой экономической зоны. А такая концепция необходима, равно как и создание инженерной инфрастуктуры и обустройство площадки, на которую должен придти частный инвестор. По мнению г-жи Марковой, туристическая зона должна стать локомотивом, который вытянет экономику всего региона. По подсчетам Агентства, расходы резидентов, корторые будут работать в ОЭЗ, за счет соответствующих льгот снизятся на 25-30%. По словам г-жи Марковой, сейчас в постановление Правительства РФ о порядке подачи заявок на создание ОЭЗ вносятся уточнения, касающиеся создания туристско рекреационных зон.

Однако без привлечения научного потенциала при создании ОЭЗ не обойтись. Так считает первый проректор МГУ им. Ломоносова Виктор Кружалин. Во-первых, это касается управленцев и персонала для работы в туристско-рекреационных особых зонах. В России специалистов индустрии гостеприимства готовят порядка 400 вузов, но проблема с кадрами, по-прежнему, острейшая. Для их подготовки необходимо создавать «учебно-научно-производственно-образовательные» комплексы, которые могли бы сочетать теорию с практикой.

Кроме того, не разработана методика определения территорий, пригодных для создания особых экономических зон. Видимо, считает Виктор Кружалин, надо создать оптимальную модель такой зоны, которая может стать основой для соответствующих решений.

Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько считает необходимым уточнить в законопроекте принципы использования жилья, которое будет строиться в ОЭЗ. «Иначе будет велик соблазн за счет государства провести на все необходимые коммуникации, а потом застроить выделенную территорию дачами и коттеджами для людей, которым невозможно отказать», - сказал г-н Шпилько.

В России существуют две системы рекреации – туризм и курорты. И в тексте закона оба этих понятия должны стоять рядом, что необходимо для реализации комплексного подхода к созданию ОЭЗ. В этом убежден председатель подкомитета Госдумы РФ по санаторно-курортному делу Борис Кибирев, который первым вгнес свои предложения по поправкам в законопроект.

По итогам обсуждения этого вопроса было принято решение, в которым перечислены поправки к законопроекту, внесенные членами Комитета ТПП РФ. Как сообщил Юрий Барзыкин, закон будет рассмотрен Госдумой, во втором, а возможно сразу и в третьем чтении предположительно 19 апреля.

О ходе обсуждения Комитетом ТПП РФ поправок в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Касающихся введения финансовой ответственности туроператоров, читайте в следующем номере RATA-news.

  • Еще материалы этой рубрики