Альфа Страхование

Елена Карманова: «Круизы становятся такой же «иглой», как горные лыжи»

Удаленность от европейских портов мешает бурному развитию круизного рынка в России. Но все же спрос на морские путешествия постоянно растет. Как рассказала RATA-news директор по маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова (фото), в этом году операторы отмечают большой приток новых клиентов.

 

– В последнее время туристический рынок лихорадит из-за политических и природных катаклизмов в разных странах. Как чувствует себя при этом круизный сегмент?

– Несмотря ни на что для нас начало 2011 года было очень хорошим. Когда где-то что-то случается, отель никуда деться не может. А круизные лайнеры спокойно перемещаются в другое место. Когда начались проблемы в Египте и Тунисе, круизные компании просто заменили порты захода – вместо Египта пошли на греческие острова и в Турцию, вместо Туниса – на Сардинию, Мальту и другие близлежащие острова. Ни один круиз отменен не был.

 

– Ощущаете ли вы приток новых клиентов, выбирающих безопасные направления?

– Приток новых клиентов есть, но вряд ли это связано именно с безопасностью. Спрос растет и сам по себе. Лет восемь назад представители иностранных круизных компаний говорили, что Россия напоминает им их рынки 20-летней давности в преддверии лавинообразного роста спроса. Нам тогда в это верилось с трудом. Но сегодня очевидно, и все наши коллеги это отмечают, что годовой прирост круизных продаж составляет не менее 50%. Это по итогам 2010 года, а в апреле 2011 г. мы уже перекрыли показатели всего прошлого года. То есть, прирост в 2011 г. будет значительно больше.

 

– Апрель для вас – пиковый месяц спроса?

– Круизный рынок тем и хорош, что продажи идут весь год. У нас есть пики сезонных отъездов, когда мы отправляем больше всего туристов: Новый год и зимние каникулы, майские праздники, июль-август. Но продажи на эти даты идут все время. Например, 25 апреля у нас купили круиз на 1 мая, и параллельно мы бронируем поездки на следующую весну. Обычно затишье на круизном рынке наблюдается в январе, в феврале – подъем, в марте, а затем апреле – еще больший подъем, в мае – незначительный спад. В этом году февраль, март и апрель находятся на одном уровне по спросу, и он примерно вдвое выше, чем в прошлом году. Следующий пик будет во второй половине июня и июле. В сентябре-ноябре активно продается Новый год.

 

– Как реагируют туристы на изменение маршрутов в связи с политической нестабильностью в некоторых странах. Не отказываются от туров?

– Круизные лайнеры всегда уводятся из опасных зон, и клиенты относятся к этому с пониманием. Но если речь идет о радикальной смене маршрута или, наоборот, было решено, несмотря на напряженную обстановку, маршрут не менять, круизная компания всегда предоставляет туристам право выбора – ехать или полностью получить деньги. Так было прошедшей зимой с круизами Costa по Красному морю. Клиенты могли отказаться от поездки или выбрать другое направление с адекватной стоимостью. Похожая ситуация сложилась и совсем недавно: 14 апреля компания Holland America Line решила осуществить круиз из Гонконга в японский город Кобе, он не был ни отменен, ни изменен. Но всем туристам предложили воспользоваться возможностью отказа с полным возвратом средств. Около 50% наших клиентов отказались от поездки и получили деньги. В подобных вопросах круизные компании очень щепетильны.

 

– Какие круизы в этом году наиболее популярны у ваших клиентов?

– У нас львиную долю продаж составляют круизы Costa Cruises и Holland America Line. Причины очевидные. Costa предлагает круизы в классе «стандарт», Holland America – в классе «премиум». Лайнеры этих компаний предназначены для разных аудиторий, но обе предлагают идеальное соотношение цены и качества. Кроме того, эти компании – одни из немногих, которые покрывают все регионы плавания, у них очень широкая география маршрутов.

Повышенный спрос на круизы Costa объясняется еще и тем, что уже несколько лет эта компания обеспечивает наличие русскоязычного ассистента на борту своих лайнеров. А с прошлого года добавила еще и русскоязычные экскурсии. И если турист покупает экскурсию заблаговременно, то, даже если он будет один, русский гид ему гарантирован. Это огромный шаг навстречу рынку, и рынок это оценил.

Holland America, в свою очередь, интересна великолепнейшими маршрутами и уникальным сервисом на борту. Большинство туристов, однажды побывав на лайнерах этой компании, становятся ее постоянными клиентами.

На третьем месте по продажам в 2011 году у нас идет Carnival, который после нескольких лет перерыва вернулся в Европу. Это демократичная компания с достаточно большим количеством развлечений на борту, и она популярна на российском рынке.

 

– Чем различается сервис в круизах класса «стандарт» и «премиум»?

– Это, например, дизайн лайнеров – на судах более высокого класса используются натуральные материалы. Площадь кают: на лайнерах Costa площадь кают с балконом в среднем 19-20 кв.м., на Holland America – 23-24 кв. м. Более высокий уровень кухни на борту, больше обслуживающего персонала, этот персонал лучше вымуштрован. И чем выше класс компании, тем больше всего включено в стоимость. Например, свежевыжатый сок за завтраком, мороженое, круглосуточная доставка еды в каюту.

 

– После кризиса круизные компании предлагали своим клиентам большие скидки. Сейчас еще можно найти выгодные предложения или кризис для этого рынка закончился?

– Кризис как таковой закончился, но скидки присутствуют. Хотя не в таком глобальном объеме, как это было в 2009 году, когда на майские праздники можно было купить каюту с балконом в десятидневный круиз от Holland America за $899. В этом году та же компания предлагала на начало мая семидневные круизы по Западному Средиземноморью за $1399, и они разлетались, как горячие пирожки. В то же время, круиз на майские праздники по Восточному Средиземноморью в каютах с балконом стоил около $3 тыс. на человека, и уже в марте места в этом круизе закончились. Эпизодически появляются предложения, цены на которые можно сравнивать с кризисными, но это уже исключения, а не норма.

Вообще, ни у одной круизной компании нет железно фиксированных цен, которые бы никуда не двигались. Это как с авиабилетами: стоимость зависит от сезона, маршрута, даты, загруженности лайнера. Если какая-то дата продается хорошо, компания будет повышать цены. Если плохо – цены падают. Например, Costa Cruises – итальянская компания, а итальянцы в августе массово едут в отпуска, поэтому цены растут. А для американской Holland America август не такой загруженный месяц. В результате в августе может получиться так, что у Costa цены будут выше, чем у Holland America.

 

– Если турист впервые в жизни хочет поехать в круиз, какой маршрут вы бы посоветовали?

– Если агентство умеет продавать круизы, то оно само разберется и предложит грамотный вариант. Если же и агентство неопытное, и турист нигде не был, то лучше всего продать круиз по балтийским столицам и норвежским фьордам с посадкой в Санкт-Петербурге. Некоторые российские операторы выкупают блоки мест на лайнерах компаний Costa, MSC и разбивают цепочки таким образом, чтобы посадка была не в Копенгагене, а в Петербурге.

 

– Почему именно Балтика? Ведь на нашем рынке более популярно Средиземноморье?

– Ну, я бы с этим не согласилась. Конечно, средиземноморские круизы – популярный продукт, но летом круизы по Северной Европе с ними полноправно соперничают. Причин несколько: не всем по нраву августовская жара в Средиземноморье, а архитектурных и исторических шедевров великое множество и в Северной Европе.

Кроме того, отправление из Петербурга удобно именно для новичков. Дело в том, что круиз – не пакетный продукт. Это, скорее, некий конструктор, который нужно собрать под конкретного туриста. Во сколько нужно явиться в порт посадки, какие визы оформить, есть ли русская группа в этом маршруте и т.д. Круизы из Петербурга удобны тем, что не нужно собирать пакет, там почти нет дополнительных услуг. Нет необходимости подбирать рейсы, гостиницы, волноваться, как турист доберется от аэропорта до порта посадки, поймут ли его по дороге, не заблудится ли он. Виза, страховка – и больше фактически ничего не нужно. При первой продаже это самый простой вариант для агентства: он снимает половину пугающих новичков факторов. Но и для туриста это тоже самый простой вариант, потому что он садится на лайнер и высаживается в русском порту. Да и цены на этот продукт выгодны, потому что можно сэкономить на перелете.

 

– Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы расширить число покупателей круизов? Возможно ли в России сделать круизы таким же массовым продуктом, каким они уже стали в США и Европе?

– Вряд ли. Мы же не морская держава в круизном смысле. В Европе максимальный перелет от дома до порта посадки – пара часов. А если учесть, что порты посадки есть практически во всех странах, то испанцы, французы, итальянцы приезжают на машинах, оставляют ее, садятся на лайнер и отправляются в круиз. В Америке сложнее, страна больше, но там тоже со всех сторон моря и океаны, маршрутов множество: Карибы, Багамы, Гавайи, Мексиканская ривьера, Панамский канал, Аляска – и все из своих портов. Кроме того, и в Америке, и в Европе перелет от дома до порта посадки стоит намного меньше, чем собственно круиз.

У нас же бывает так, что круиз стоит 700 евро, а перелет не меньше 1000 даже в Европу. Конечно, тур получается вдвое дороже по сравнению с тем, сколько тратят европейцы. Из Санкт-Петербурга по всей Европе не походишь – далеко. От Сочи до основных жемчужин Средиземноморья тоже несколько дней пути. Эта отдаленность сильно отодвигает нас от того уровня спроса на круизы, который есть в Европе и США. С другой стороны, народу у нас много, все любят отдыхать хорошо, хотят посмотреть как можно больше. И в этом плане круизы – абсолютно идеальный, универсальный вариант.

В прошлом году в круизном сегменте наблюдался рост на фоне общего спада рынка, это отмечали все игроки. И в этом году с февраля – более чем оптимистичные прогнозы. Думаю, у нас прирост объемов продаж по итогам года будет как минимум 65-70%, мы даже рассчитываем на удвоение. Спрос растет мощно, и это радует.

Что же касается увеличения числа потенциальных покупателей, то для нас самая хорошая реклама – сарафанное радио. Пока сосед не съездил, многие вообще не рассматривают такой вариант отдыха. Но наши постоянные клиенты регулярно приводят друзей, которые еще в круизах не были, но уже хотят. И такая же картина у всех наших активных агентов: мы часто видим в заявках одни и те же фамилии. Качественно отдохнувший турист становится адептом круизов, самой лучшей рекламой. Редко кто, побывав в круизах, говорит «больше не поеду». Это становится такой же «иглой» как горные лыжи.

 

Евгения Кареева, специально для RATA-news