Пегас с 18 октября

Рыболовный туризм – золотой бренд Кольского полуострова

Прошедший в Санкт-Петербурге VII форум «Туризм и курорты» вызвал большой интерес туристического сообщества и позволил профессионалам обсудить ряд вопросов, связанных с развитием въездного и внутреннего туризма в России. Организовали мероприятие Северо-Западное отделение Российского союза туриндустрии, ЗАО «Санкт-Петербург Экспресс» и Северо-Западный центр по развитию туризма.

Ценным и показательным был признан доклад «Рыболовный туризм на Кольском полуострове. Опыт развития и перспективы социально-экономического аспекта природного туризма». С ним выступила заведующая сектором межрегиональных экономических связей и развития туризма департамента экономического развития Мурманской области Марина Ковтун. Она рассказала, как особые природные условия и целенаправленная политика правительства области позволили успешно развить этот вид туризма, ставший визитной карточкой Кольского полуострова.

Уникальность такого вида отдыха заключается в том, что целью путешествия является рыбалка на атлантического лосося в период его нереста, преимущественно по принципу «поймал – отпустил», а организация тура основана на принципах бережного отношения к природе. В мире едва ли найдется еще место, которое так богато нерестовыми реками, сохраненным в них стадом дикого атлантического лосося и других ценных пород рыб. Во время туристического сезона в рыболовном туризме Кольского полуострова заняты до 500 человек. Это профессиональная общность людей, обладающих специальным опытом и навыками, способных оказывать услуги на уровне международных стандартов. Важно отметить последовательную поддерживающую политику со стороны региональных властей и доверие к туроператорам. Результатом развития рыболовного туризма на Кольском полуострове, в первую очередь, является тот факт, что спрос на рыболовные туры намного превышает имеющееся предложение на рынке туруслуг. Названия Кольских рек – Поной, Йоканга, Варзина, Умба, Варзуга, Рында, Кола и другие стали туристическими брендами для специализированного рыночного сегмента.

Марина Ковтун перечислила три категории клиентов, которые являются основными потребителями услуг в сфере рыболовного туризма.

К первой относятся иностранные туристы, члены клубов «нахлыстовиков» Великобритании, Ирландии, США, их дети и члены семей. Это стабильный и прогнозируемый рынок, объем его, при условии сохранения высоких стандартов качества услуг и успешной рыбалки останется прежним либо будет расти незначительно. Ко второй группе относятся российские туристы, которые получили культуру «нахлыста» за рубежом. Объездив полмира, они с удивлением открыли для себя Кольский полуостров. За последние годы в России появилось большое количество «нахлыстовых» клубов, это растущий и перспективный рынок с потенциалом в 3-4 тысячи рыбаков. Третья группа – российские туристы с еще несформированными потребностями. Эти рыбаки готовы приобретать дорогостоящие и многодневные туры из-за их эксклюзивности, но, к сожалению, они еще не готовы выполнять все условия пребывания на реках, считая, что за свои деньги они приобретают возможность вести себя так, как они хотят. Тем не менее, именно российские туристы в недалеком будущем будут составлять большинство всех рыболовов. Соотношение иностранных и российских туристов на реках в 2004 году составляло 1/3 в пользу иностранных туристов, а в 2006 году россиян было на 110% больше чем иностранцев.

Общий объем российских и иностранных инвестиций в инфраструктуру рыболовного туризма на Кольском полуострове сегодня оценивается более чем в 600 млн. рублей. Всего 8 туроператоров обеспечивают ежегодно более 75% налоговых отчислений, поступающих от деятельности всех турфирм, зарегистрированных в Мурманской области. На 1 рубль производимой в рыболовном туризме услуги туроператоры приобретают сторонних услуг на 74 рубля, чем увеличивают мультипликативный эффект доходов от туризма.

Для обеспечения приема туристов на Кольском полуострове за 15 лет создано около 30 рыболовных баз