Travelport с 25 октября

Барометр мирового туризма показывает перемены к лучшему

Очередное издание «Барометра ВТО мирового туризма», опубликованное Всемирной туристской организацией, показывает положительные экономические тенденции и перспективы развития основных направляющих туристских рынков. Анализ состояния туризма, проведенный группой специалистов ВТО, отражает несомненное улучшение результатов. Более 230 экспертов из более чем 100 стран и территорий, которые участвовали в исследовании, проведенном «Барометром», оценили первые четыре месяца нынешнего года со средним балом 3,7, что превышает средний показатель 3,5 за период сентябрь-декабрь 2003 года. Это означает, что количество экспертов, которые оценивают ситуацию в январе-апреле с.г. как лучше [4] или намного лучше [5], реально превышает количество экспертов, характеризующих ситуацию как равную [3], хуже [2] или намного хуже [1]. Более того, в прогнозе на следующие четыре месяца – май-август - группа экспертов достигает оценки почти в 4 балла, что эквивалентно показателю «лучше».

Комментируя эти данные, заведующий отделом исследований рынка и продвижения туризма ВТО Аугусто Уэскар сказал: «После того как в прошлом году наша команда начала составление «Барометра», мы наблюдаем постоянное улучшение развития турпотоков как в экономическом, так и геополитическом плане. Туристический сектор мировой экономики устойчиво движется к мощному восстановлению в 2004 году по сравнению со слабыми показателями последних лет. Конечно же, остается нестабильность, связанная с угрозой повторения терактов и высоких цен на электроэнергию, но все это, по-видимому, не оказывает существенного влияния на туризм в данный момент».

Европа.Несмотря на первоначальные опасения, трагические события 11 марта с.г. (серия взрывов на железных дорогах Испании), не повлияли на темпы роста туризма в Европе. По сравнению с тем же периодом прошлого года туристские показатели Испании повысились на 3,8%; другие важные турцентры также улучшили свои результаты по сравнению с 2003 годом. Сила евро продолжила определять распределение потоков, а положительные подвижки в экономике основных направляющих стран и незначительное восстановление туризма на дальние расстояния привели к возрождению основной части турцентров Европы.

В северной Европе Великобритания сохранила хорошие показатели прошлого года и закончила период до апреля с повышением почти на 15%. Из основных западноевропейских центров показатели туристских прибытий в Германию возросли по сравнению с первым кварталом 2004 года на 10%, а показатели туристских доходов – на 3%; во Франции показатели ночевок в гостиницах и подобных учреждениях выросли за первые пять месяцев на 1,4% по сравнению с 7%-процентным понижением в прошлом году. Франция подтвердила хорошие результаты на находящемся в стадии становления рынке Китая, а также констатировала незначительное восстановление потоков в другие удаленные турцентры, в особенности, в США и Японию.

Страны центральной и восточной Европы сохраняют хорошие показатели прошлых месяцев 2003 года. Венгрия и Польша добились повышения более чем на 10% благодаря более свободному международному сообщению в рамках их вступления в ЕС, а также благоприятному обменному курсу евро.

В странах южной и восточно-средиземноморской Европы Кипр и Турция, значительно пострадавшие в первые месяцы 2003 года в результате военного конфликта в Ираке, вернулись к росту: 11% (январь-май) Кипр и 50% (январь-апрель) Турция. Что касается основных турцентров, Испании удалось сохранить вышеупомянутую тенденцию на повышение (3,8%), а имеющиеся данные по Италии за два первых месяца показывают значительный рост - 18%. С другой стороны, Португалия, которая зарегистрировала рост туристских доходов на 6%, испытала падение на 4% количества ночевок.

Азия и Тихоокеанский регион. Исключительные показатели роста можно отметить в странах северо-восточной и юго-восточной Азии, многие из которых полностью восстановились после потерь 2003 года. Сильное негативное воздействие эпидемии атипичной пневмонии в турцентрах северной и юго-восточной Азии, а также в Гонконге, Макао, Японии, Малайзии и Сингапуре было преодолено. Большинство турцентров выросло к настоящему моменту более чем на 15%, имея показатели роста, часто достигающие более 100% в апреле по сравнению с тем же периодом прошлого года. Отмечается явное восстановление туризма из Китая и в Китай, однако выездной поток восстанавливается быстрее, чем въездной. 19-процентное повышение показателей прибытий было зарегистрировано в Японии благодаря восстановлению внутрирегионального рынка, а также потокам туристов из США и Европы.

В юго-восточной Азии сильный австралийский доллар благотворно отразился на состоянии туризма в Индонезии (+28%), также был отмечен рост показателей прибытий из Японии и рынков стран ASEAN. Прибытия в Филиппины и Сингапур возросли почти на 25%, а Малайзия сообщает о росте почти на 60%.

В Океании показатели туризма Австралии выросли на 14% (январь-май), Новой Зеландии - на 12% (январь-апрель), восстанавливаясь после потерь, связанных с эпидемией атипичной пневмонии. В южной Азии политическая стабильность и распространение индийской экономики, по-видимому, ведут к росту туризма. Прибытия в Индию возросли на 24% после положительных результатов в 2003 году (+15%), при этом показатели прибытий в Шри-Ланку и Непал также были положительными (+10% и +43%, соответственно).

Американский регион. Турцентры Карибских островов, центральной и южной Америки сохранили положительные результаты. Показатели северной Америки также продолжают улучшаться. Отдельного упоминания заслуживают Соединенные Штаты Америки, где впервые после 2001 года за январь-апрель были отмечены положительные результаты в области въездного туризма, хотя и пока далекие от показателей, достигнутых до событий 11 сентября. Прибытия и доходы также возросли в Мексике (13% и 14% соответственно), что связано с восстановлением рынка США и более благоприятным обменным курсом песо. Канада, также в большой степени зависящая от рынка США, постепенно возвращается к положительным показателям, хотя и не особо впечатляющим, учитывая, что сильный канадский доллар все еще является основным сдерживающим фактором для рынка США.

Ближний Восток.Зимой и весной многие турцентры Ближнего Востока показали отличные результаты - даже по сравнению с сильным 2003 годом. Продолжает процветать межрегиональный туризм, подпитываемый частично и за счет улучшения туристского предложения, а также более профессионального маркетинга и продвижения «своих» турцентров. Имеющиеся данные показывают 10-процентное повышение в Иордании (январь-февраль) и более чем 10-процентное повышение в Дубае (первый квартал). В Египте постоянная девальвация египетского фунта внесла свой вклад в то, что в период по май туристские прибытия выросли более чем на 70% по сравнению с прошлым годом.

Африка.В северной Африке снижение геополитической напряженности после войны в Ираке и хороший обменный курс к евро и британскому фунту оказали благоприятное влияние на состояние туризма. Прибытия в Тунис выросли на 20%, продолжая восстановление, наблюдавшееся в последние два квартала 2003 года. В Марокко либерализация воздушных перевозок уже с февраля оказала положительное влияние на этот турцентр, показатели прибытий которого выросли почти на 20% на фоне и без того положительных результатов первого квартала 2003 года. Международные поездки в Южную Африку, напротив, ослабли, что было вызвано влиянием сильного ранда на конкурентные выгоды цен.