fox-express.ru

Изменения в приказ № 92 никакого облегчения чартерным перевозчикам не принесли

На этой неделе глава Росавиации Александр Нерадько объявил о вступлении в силу изменений, внесенных Минтрансом в злополучный приказ № 92, и о новых правилах допуска авиакомпаний к выполнению чартерных рейсов. Однако сравнение прежнего и обновленного текста приказа никаких принципиальных изменений не выявило. Можно говорить лишь о некоторых уточнениях, которые для чартерных перевозчиков практически ничего не меняют, но, пожалуй, несколько усиливают роль Росавиации при решении вопросов о допусках. Зато совершенно очевидно, что в новой редакции приказа не учтены предложения участников рынка пассажирских перевозок и отраслевых общественных организаций, которые поступали в Минтранс весной этого года, в период грандиозного «чартерного» скандала.

Пройдемся по новому тексту приказа. В пункте 7 говорится не о «назначенном перевозчике», с которым надо согласовывать чартерные рейсы, а о «назначенных перевозчиках» - во множественном числе. Но ведь это предполагала и прежняя редакция приказа, если на направлении определен не один, а несколько назначенных перевозчиков. То есть практически ничего не изменилось – согласовывать все равно надо. Хотя с просьбой отменить эту процедуру, как тормозящую развитие рынка, в Минтранс обращались и авиакомпании, и отраслевые общественные организации.

В порядке рассмотрения пакета документов на допуск, изложенном в пункте 12, появился акцент, отражающий пресловутую проблему отказов. Если назначенные перевозчики не согласовали чартерную программу, то соответствующее структурное подразделение Росавиации должно проанализировать обоснованность такого решения и подготовить материалы со своим мнением – возможен допуск или нет. Затем эти материалы рассматривает комиссия Росавиации по допуску и выносит свой вердикт. В прежнем тексте говорилось о рассмотрении пакета документов в принципе - и понятно, что отказов в том числе. И комиссия там тоже присутствовала. Правда, сейчас, по словам Александра Нерадько, разработан новый регламент работы комиссии и направлен для согласования в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

Пункт 20 прежней редакции особенно часто цитировался оппонентами приказа, поскольку в нем содержится перечень оснований для отказа в предоставлении допуска. И в числе этих оснований отсутствие согласования назначенным перевозчиком не упоминалось. А именно на этот пункт ссылалась Росавиация, мотивируя свой отказ разрешить чартерные рейсы. Теперь все в порядке, перечень дополнен недостающим абзацем: если комиссия признает отказ назначенных перевозчиков обоснованным, то допуска чартерная авиакомпания не получит. Вот, собственно, и все «новые правила».

Наверное, в этой истории с отредактированным приказом гораздо важнее другое. Руководитель Росавиации Александр Нерадько пришел на встречу с туроператорами, которая на этой неделе прошла в Минспорттуризма. И слушал их высказывания – о дискриминационной процедуре согласования чартеров, о непорядочном поведении и издевательской ценовой политике некоторых назначенных перевозчиков, об убытках, которые в результате всего этого понесли туроператоры. Важно, что появился диалог. И г-н Нерадько согласился рассмотреть возможность переноса сроков рассмотрения документов для допуска к выполнению чартерных программ.

Как известно, минувшей весной авиационные власти обвинили туроператоров в том, что они заключают договора с авиакомпаниями, не получившими разрешение на выполнение чартерных рейсов. Все в том же 92-м приказе сроки рассмотрения документов на допуск определены с 1 по 10 сентября для зимнего сезона и с 1 по 10 февраля для летнего. Список допущенных перевозчиков должен публиковаться на сайте Росавиации и в средствах массовой информации не позднее чем через пять рабочих дней с момента издания соответствующего приказа. С чем же туроператоры выйдут на осеннюю выставку «Отдых-2010», которая откроется 21 сентября, если список допущенных перевозчиков на зимний сезон появится, в лучшем случае, к 15 сентября?

 По словам коммерческого директора компании «ВИП-сервис» Дмитрия Горина, присутствовавшего на встрече в Минспорттуризма, с руководством Росавиации удалось договориться, что заявки на чартерные программы ведомство будет собирать до 15 августа, до 31 августа примет решение о допусках, а список перевозчиков выдаст уже в начале сентября. Тогда есть надежда, что к выставке туроператоры в основном определятся с зимней перевозкой.

На встрече с туроператорами присутствовал и руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин. Он сообщил, что в ближайшее время совместным приказом Ростуризма и Росавиации в целях защиты прав туристов будет создана межведомственная рабочая группа - для оперативного взаимодействия и мониторинга рынка чартерных авиаперевозок. В нее войдут и представители бизнес-сообщества. (Ирина Тюрина, RATA-news)

Текст приказа № 92 Минтранса в прежней редакции здесь.

Изменения, которые в него внесены приказом Минтранса от 7 июня 2010 г № 128, здесь.