Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Анна Тукмачева: «Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»

06:12, 13 августа 2020

Самарская область не стала одной из тех, кто «снял сливки» турпотока, лишенного заграничного отдыха, скорее регион можно отнести многочисленной группе пострадавших от пандемии. Однако даже в таких условиях там продолжают строить планы по привлечению новых гостей, тем более что в последние годы для этого было сделано немало. Чего достиг туризм в области на сегодняшний момент и какой поддержки ждет от государства, в рамках проекта «Просто Россия» рассказывает директор тольяттинской компании «Пилигрим» Анна Тукмачева.


- В этом году правительство не раз намекало на шансы по развитию внутреннего туризма, пока границы закрыты. Вы ощутили рост турпотока в этой связи?

- Не сказала бы. У региона большой туристический потенциал, но раскрученности – пока нет. Именно поэтому мы еще в 2017 году запустили особый системный турпродукт на регулярной основе – «Жигулевские выходные». Очень надеялись в текущем году пожинать плоды этой инициативы: на июнь у нас было заявлено несколько корпоративных групп. Но в итоге июнь прошел мимо, перенести на другую дату удалось только одну группу. Сказать, что сейчас наблюдается наплыв клиентов, тоже нельзя. Да, отдыхающих на берегах Волги много, но это в основном самостоятельные туристы с машинами и палатками.


- Несколько лет назад в интервью RATA-news вы назвали увеличение количества организованных туристов в регионе одной из ваших главных задач. Удалось ли что-то сделать в этом направлении?

- Удалось. Например, по приему пассажиров круизных теплоходов в Тольятти рост с 2016 по 2019 годы был в 10 раз. Также, по нашим подсчетам, в 2019 году мы только на «Жигулевских выходных» приняли около тысячи человек. Может, для массовых операторов это смешные цифры, но для нас – отличная динамика. Если бы не пандемия, думаю, в этом году мы бы удвоили или утроили это количество. Надо понимать, что, в отличие от крупных компаний, на готовом спросе мы не сидим: нам приходится формировать его с нуля нашими собственными силами.


- Какие методы помогли вам эффективно привлекать гостей в регион до кризиса?

- Метод проб и ошибок. С его помощью мы выяснили, что лучше всего продвигаться, создав тот самый регулярный брендовый маршрут. Так и получились «Жигулевские выходные». Это тур выходного дня с пятницы по воскресенье. Для него была выстроена комфортная логистика: туристы приезжают в Самару – в аэропорт либо на вокзал, уезжают из Сызрани. Все переезды на маршруте небольшие, от точки до точки – 80-100 км. Программа насыщенная, мы постарались добавить в нее и интерактив, и гастрономию. Основные точки локации – Самара, Тольятти, национальный парк Самарская Лука и Сызрань. Мы также постарались поставить хорошую цену за тур и специально подготовили экскурсоводов. С гордостью могу сказать, что продукт получился.


В первый год я сопровождала все группы, сама мониторила качество услуг и интересовалась мнением туристов. Отзывы были восторженными. Люди буквально спрашивали – а почему вы молчали, что у вас так здорово? Так мы поняли, что единственный способ по-настоящему раскрутить такой турпродукт, как наш, это везти сюда людей и надеяться на сарафанное радио, которое в итоге сделает туристов возвратными. В этом плане мы рады даже тому, что многие приезжает «дикарями» – это ведь тоже вклад в то, чтобы вместо образа белого пятна на карте сделать нашему региону имя.


- Как отнеслись к новому предложению туроператоры? Охотно ли взяли тур в свой ассортимент?

- Сейчас маршрут предлагают многие туроператоры, включая региональных и федеральных. Основные партнеры – компании, которые специализируются на экскурсионных поездках. С федеральными фирмами работать, конечно, очень тяжело. Я их понимаю: рынок большой, задачи раскручивать незнакомый регион у них нет. Но дорогу осилит идущий. Не скажу, что «Жигулевские выходные» привели в Самарскую область массовый турпоток, но как товар-манок этот маршрут сработал, показал, что у нас все хорошо с технологией приема, продумана логистика, есть уникальные бренды и хорошая отельная база.

- Какова аудитория этого маршрута?

- Тут наши ожидания не совпали с реальностью. Вообще целевая группа таких экскурсионных туров давно всем известна – это люди 50+, в основном женщины. На таких клиентов мы и настроились, а поехали молодые, около 30 лет, и много мужчин. Я долго думала, в чем секрет. Очевидно, мужчин к нам привели пиво и машины. Пиво – «Жигулевское», региональный бренд, в оригинале эта марка производится только в Самаре, в здании XIX века с давней историей. А машины – музей истории АвтоВАЗа, где можно увидеть и раритеты, и концепты.


- А какие еще категории гостей приезжают в регион?

- Половина наших клиентов – это москвичи. В целом же есть несколько сегментов. Первый дают нам теплоходы. Второй – детские группы. Здесь можно отметить «Вагон знаний», совместный проект с Куйбышевской ФПК. Предприятие объединило пять региональных туроператоров и без бюджетных денег возит школьников в познавательные туры. Наконец, третий сегмент посетителей – туристы, которые самостоятельно едут на отдых в определенные средства размещения.

- Как вы работаете в условиях нынешнего кризиса?

- Впервые за всю историю пришлось просто снять все запланированные маршруты на май, июнь и июль. Первая группа приедет к нам только в августе. Но даже в августовских планах пришлось многое менять в связи с ограничением по количеству посетителей музеев. Местное министерство культуры очень долго давало нам ответ по этому вопросу. А, как вы понимаете, в туризме не бывает так, что в четверг нам разрешают работать, а в пятницу уже все продано. Чтобы только запустить рекламу, нужен запас времени. Тем не менее, август-сентябрь мы отработаем и уже готовим зимние программы.

- Что нового планируете на следующий год?

- В регионе довольно высокое качество пляжного отдыха. И у нас уже есть яркий продукт – «Volga Discovery, или Необитаемые острова Волги». Это и купание с видом на заповедные Жигулевские горы, и мастер-класс по копчению рыбы.


На островах нет никаких строений, они относятся к заповеднику. Слово «необитаемые» хорошо срабатывает в маркетинговом плане. Помимо этого продукта, есть у нас возможности и для отдыха на яхтах, причем потенциал велик: в Тольятти работает яхтенный порт международного уровня. Думаю, к следующему сезону мы оформим это как регулярный турпродукт.

- Успевает ли региональная инфраструктура за вашей активностью? Отметите какие-то важные изменения в этой области?

- По сравнению с другими регионами изменений очень много, у нас с инфраструктурой все хорошо. Неплохие дороги и хорошие гостиницы, есть парки и интересные достопримечательности, мы постарались воспитать новых экскурсоводов. Большой импульс дал чемпионат мира по футболу, в первую очередь – Самаре. Там появились великолепные пешеходные зоны и набережная. Других городов позитивные преобразования, к сожалению, коснулись в меньшей степени, так что еще есть, куда расти.


- А какие инфраструктурные нюансы вы бы поправили в первую очередь?

- Я не верю в большие вливания денег. Нам не нужны подачки, нам нужны удочки. Поэтому хотелось бы решить точечные задачи, которые давно озвучены местным турбизнесом. Конкретные участки дорог, места питания, туалеты. Например, есть часть дороги, буквально 300 метров, которая мешает нам реализовать программу на Самарской Луке. Или там же – негде покормить группу на должном уровне. Или – на одной местной горе вроде занимаются обустройством, но туалет там существует все еще в деревенском формате. Вот это бы очень хотелось сделать. Такие вещи дали бы нам возможность зазывать туристов еще смелее.

piligrim-tlt.ru

Татьяна Крикун, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно