Тревелпорт

Сочи из лечебного курорта превращается в развлекательно-деловой

Сегодня на вопросы RATA-news отвечает директор сочинской компании «Здоровый Мир – Сочи» Дмитрий Богданов, член правления Торгово-промышленной палаты города Сочи.

- Пожалуйста, несколько слов о Вашей компании.

- Туроператор «Здоровый Мир – Сочи» на рынке с февраля 2002 года. Мы принимаем туристов на отдых и лечение в Сочи, организуем корпоративные и конгрессные мероприятия в Сочи и на Красной Поляне. У нас хороший опыт, мы неоднократно принимали гостей на уровне Олимпийского и Заявочного комитетов – представителей Правительства России, руководство Национального олимпийского комитета, Росспорта и даже организовывали визит коронованных особ из Европы. Стараясь изменить ситуацию в сфере туризма в лучшую сторону, занимаем активную общественную позицию - проводим круглые столы, конференции, на которых обсуждаем, как оживить мертвый сезон, как улучшить сервис, увеличить продажи. Неоднократно выступали на страницах местной деловой прессы, в журналах и газетах…

- Что Вы можете сказать о ситуации с приемом в регионе иностранных и российских туристов?

- Ситуация с приемом иностранных гостей – плохая. Не отработаны вопросы с таможней, пограничниками, с аэропортом. Новый аэропорт пока толком не работает, время прохождения таможни и пограничников – запредельное. О качественном сервисе в аэропорту – говорить не приходится. Не оборудованы соответствующие терминалы и т.д. Крайне недостаточно в Сочи переводчиков, в отелях и пансионатах персонал не готов к работе с иностранными туристами, тем более – с группами. Иностранцев очень мало, заметны лишь деловые делегации, да гости с круизов, но это 15-20 заходов в год на несколько часов…

По поводу российских туристов - идет очень заметное сокращение сроков пребывания гостей в Сочи. «Длинные» путевки остались только у ведомственных здравниц. Коммерческие туры, в основном, рассчитаны на 10-12 дней. А за этот срок предоставить качественное лечение невозможно. Например, ванны с уникальной сероводородной водой мацеста можно принимать только через день, а для достижения хотя бы минимального эффекта необходимо не менее восьми процедур, то есть 16-17 дней. В общем, получается не курорт, а отдых с элементами SPA – гидромассаж, ванны, физиопроцедуры… Фактически курорт перепрофилируется из лечебного в развлекательно-деловой. Но при этом Сочи не готов к приему серьезных конгрессных мероприятий - нет залов на 1500-2000 человек и более, нет ресторанов и конгресс-холлов на 300-400 мест и больше. А транспорт? Постоянные пробки, отсутствие качественных предложений по автомашинам и автобусам.

- А как Вы оцениваете имеющуюся в регионе базу размещения? Какие дома отдыха и пансионаты пользуются наибольшим спросом?

- Наиболее востребованы объекты высокого уровня с качественным сервисом и самый недорогой отдых. Высокий уровень обслуживания предлагают «Гранд отель & SPA. Родина», «Черноморье», «Прометей клуб», санатории «Октябрьский» и «Мыс Видный». Из частных отелей неплохи «Вилла Анна», «Чеботаревъ». Недорогие в прошедшем году были многие частные отели.

Многие объекты размещения в этом году просто отсутствовала на рынке – кто-то на реконструкции, у кого-то ремонт, некоторые просто стоят… Не работали санатории «Сочи», «Красмашевский», высотный корпус санатория «Светлана», гостиницы «Камелия-Интурист», «Горизонт» в Адлере – а это в общей сложности более 3 тысяч мест!

- Еще с какими проблемами Вы сталкиваетесь в работе?

Крайне низкая управленческая культура руководителей и персонала в объектах размещения, в сервисных фирмах - экскурсионка, общественное питание, развлечения, нежелание учиться и учить сотрудников. Дефицит мест размещения и объектов инфраструктуры. Объектов размещения не хватает во всех сегментах, и в недорогих и в элитных. Крайне ограничено предложение по качественному питанию в ресторанах и кафе. Очень мало стильных мест, в которых выдержаны детали. Загородные рестораны на природе, вроде Навалищенского ущелья, летом переполнены, многие гости приезжают и… уезжают: нет мест. Боулинг – всего несколько дорожек на весь город, кинотеатров нет, объекты экскурсионного показа слабые, текстовки устаревшие. Авторские экскурсии от хороших гидов может и есть, но я лично ничего про такое нет слышал. Морские прогулки – на старых посудинах? Или на нескольких суперсовременных катерах и яхтах, но по 1000 евро в час?! Сравните количество яхт и катеров в любом зарубежном курорте и у нас в Сочи!

- В этой ситуации нельзя не спросить – рассчитываете ли Вы, что подготовка к Олимпиаде 2014 года поможет решить все эти проблемы? Чего вообще Вы ждете от Олимпиады?

- Подготовка к Олимпиаде может решить многое, в этом я не сомневаюсь. Сомневаюсь лишь в том, что нам хватит людей – управленцев высшего и среднего звена, специалистов, рядового персонала. Нет и достаточного количества собственников малых предприятий - слабая культура собственного бизнеса, люди не подготовлены, а административные барьеры серьезные, вход на рынок очень сложен из-за больших затрат на аренду офисов, торговых помещений, на оплату персонала (сочинский бизнес вряд ли сможет конкурировать по зарплатам с московскими фирмами и, тем более, с иностранными). Фактически Сочи оказывается в ситуации России 90-х годов, когда мы ворвались в рынок, но были совершенно к нему не готовы – ничего не знали и не умели. Разумеется, что сочинцы в этом положении – заведомо проигрывают! Каков может быть выход? Учиться самим, государству на законодательном уровне привлекать местные фирмы к участию в проектах через аккредитацию, тендеры и т.д.

- Что нового Вы предлагали в прошедшем летнем сезоне? Какой продукт Вашей компании наиболее популярен?

- Наиболее востребованы среди наших предложений туры на 7-10-12 дней на отдых с элементами оздоровления. Молодежи интересны развлечения, доступность - территориальная и материальная - дискотек, баров, клубов, экстрим-развлечений: рафтинга, джиппинга, зимой – горные лыжи и сноуборд. Семьи выбирают, в основном, пансионаты типа «Адлеркурорт», «Бургас», «Аква-лоо», «Знания» и т.д. Санатории принимают публику постарше, с хорошим уровнем материального достатка и наличием связей. Просто «с рынка» туристов в здравницах - меньшая часть.

- А что предлагаете зимой? Появилось ли у Вас в этом зимнем сезоне что-нибудь новое?

- Продаем собственные новогодние программы, то есть сами составляем и организовываем все элементы новогодних туров, а не отдаем это на откуп объектам размещения. Предлагаем, например, туры в пансионат «Знание» 8777 рублей за весь тур на 4 дня/3 ночи, отель «Каисса» за 6990 рублей за тур - с банкетом, шоу-программой, трехразовым питанием, выездом в горы на Красную Поляну. Предлагаем новогодние программы в гостиницах «Жемчужина», «Приморская», «Сочи Бриз отель», «Аква Лоо», «Прометей клуб», санатории «Актер» и в хороших частных гостиницах «Генрих 1», «Роза Ветров», «Чеботаревъ», «У Симона», «Престиж», «Альмира» и других.

- А вне Нового года? Справедливо ли утверждение, что зимой россияне активнее едут в Сочи именно на лечение?

- Едут, но загружены, в первую очередь, все же ведомственные объекты. На мой взгляд, большая часть зимних туристов по центральной части Сочи – это деловые поездки…

- Где лично Вы предпочитаете отдыхать?

- Место не принципиально, всегда важно – с кем!