Альфа Страхование

Туроператоры делят «освободившиеся» объемы по Хорватии

В новом сезоне на хорватском туристическом поле произошла замена состава – по известным причинам рынок покинули «Капитал Тур» и «Мегаполюс турс». Зато появился новый игрок – «Русский экспресс», впервые заявивший чартерную программу по этому направлению.

Председатель совета директоров компании «Пакс» Сергей Приголовкин привел данные по перевозке «Капитал Тура» в 2010 году, предоставленные ему хорватской принимающей стороной: «Более 400 кресел в неделю на Пулу, более 300 – на Дубровник, не считая рейсы на Сплит. Для Хорватии совсем немало». По его оценке, «Капитал» в прошлом году точно входил в тройку хорватских лидеров. «Оператор имел около 1000 кресел в неделю, причем приличная часть объема – региональная перевозка», – согласился с коллегой заместитель генерального директора компании «Русский экспресс» Геннадий Косырев. В свою очередь, директор по продажам и маркетингу «Мегаполюс турс» Виктория Кизимова оценивает долю, которую занимала на хорватском рынке ее компания, как «достаточно небольшую». По ее словам, в 2010 году «Мегаполюс» отправил в Хорватию около 8 тыс. туристов. Кроме того, компания специализировалась на довольно дорогих предложениях – от 4* и выше.

Все туроператоры говорят о заметно увеличившимися по сравнению с прошлым годом объемами раннего бронирования по Хорватии. Вдохновленные игроки рынка, похоже, решили дружно побороться за «освободившиеся площади». Компания «Асент», по словам заместителя генерального директора Евгения Судьбина, увеличила перевозку по Хорватии примерно на 30%, а с учетом возобновленной после двухлетнего перерыва цепочки на Риеку – и на все 40%. Г-н Приголовкин оценивает увеличение количества кресел «Пакс» на Пулу и Дубровник в 30%, на Задар – в 20%, а на Сплит – в 40%. Менеджер хорватского направления TT-VKO Майя Ускова констатирует увеличение перевозки в 1,5 раза.

«Три лидера – «Пакс», «Асент» и VKO – возьмут в этом году 75% рынка», – уверенно заявил г-н Косырев. А г-жа Кизимова предположила, что освободившееся объемы, скорее всего, достанутся «Паксу» и «Асенту».

Основные туроператоры практически поделили между собой самые «сладкие» объемы на рейсах «Трансаэро» (Боинги 767). Из Москвы в Пулу перевозчик будет летать, как минимум, три раза в неделю, в Дубровник – два раза, 767-й также полетит и на Сплит. И это не считая дополнительных рейсов того же «Трансаэро», полетов «КМВ» на Ту-204, рейсов «Аэрофлот», Sky Express, «Сибири».

Существенно в этом году увеличивается количество перевозки на Сплит. Например, «Пакс» планирует летать туда пять раз в неделю на А320 и А321 «Аэрофлотом» и три раза в неделю на Боингах «Трансаэро». «Популярность Средней Далмации с каждым годом растет, хотя вряд ли в этом сезоне объем перевозки до Сплита будет больше, чем до Дубровника», – заметила г-жа Ускова.

Оценить количество региональной перевозки очень сложно. Г-н Судьбин сообщил, что «Асент» будет летать в Хорватию из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани и Екатеринбурга, ведутся переговоры о возобновлении рейса из Новосибирска. Г-н Косырев полагает, что где-то туроператоры «подобрали» объемы региональной перевозки «Капитал Тура». Новый участник рынка, компания «Русский экспресс, по словам заместителя генерального директора, имеет блоки мест на рейсах из Ростова, Казани и Нижнего Новгорода.

Планы новичка достаточно амбициозны. Из Москвы «Русский экспресс» ставит программу на Пулу два раза в неделю на А320 авиакомпании «Уральские авиалинии». По словам г-на Косырева, желание активно поработать на Хорватии подстегнул спрос от агентств. «Мы не смогли получить у рынка то количество кресел, в котором нуждались, поэтому приняли решение поставить собственную цепочку. Нам многие говорили, что мы рискуем создать избыток перевозки. Но мы точно рынку мы не навредим, разве только самим себе», – сказал он.

Теоретически претендовать на дополнительные объемы могут и игроки «второго эшелона», давно и прочно занявшие свои ниши на хорватском направлении: «Ланта-тур вояж», «Амиго-Турс» и «Эрцог», объединившийся в 2008 году с «РегТур». Но, по словам директора по туризму «Эрцога» Светланы Ермолаевой, ее компания «трезво подходит к объемам». «Раннее бронирование может означать всего лишь перераспределение спроса по времени», – отметила г-жа Ермолаева. Компания увеличила количество перевозки по Хорватии на 20%. Кроме программы, осуществляемой авиакомпанией Sky Express по маршруту Москва – Пула, в которой «Эрцог-РегТур» выступает в качестве консолидатора, туроператор имеет блоки мест на все хорватские направления. «В отличие от сезонов 2009 и 2010, хорошо в этом году грузится и рейс из Воронежа на 56 мест. Мы думаем взять вторую частоту», – сообщила Светлана Ермолаева.

Учитывая, что в Хорватии есть серьезные ограничения по отельной базе, заявленное количество перевозки может оказаться избыточным. Тем более, как отметил г-н Приголовкин, что этим летом операторы могут оказаться в ситуации аналогичной той, что была в 2006-2007 годах, когда и без того небольшое количество отелей было разобрано европейцами. «Без коммитментов подтвердить отели тогда было очень сложно», – рассказал он. Напуганные ситуацией в арабских странах, европейцы опять стали активно покупать Хорватию, и stop-sales уже активно идут. Увереннее себя чувствуют те, кто имеет большее количество жестких мест, то есть смог заранее серьезно вложиться в направление. Но на спрос могут повлиять многие обстоятельства, в том числе расклад сил по соседним странам.

Впрочем, в Хорватии есть много апартаментов, с которыми туроператоры уже начинают потихоньку работать. «Хозяевам апартаментов в принципе все равно, с кем им иметь дело, с частным клиентом или с туроператором, поэтому крупным игрокам здесь приходится сложно. Мы же все больше ориентируемся на этот вид размещения, ставший последнее время модным в Европе. Отельная база в Хорватии вряд ли начнет существенно расти в ближайшее время», – поделилась с RATA-news генеральный директор «Ванд Интернэшнл Тур» Татьяна Ванд. Таким образом, спасти ситуацию в случае переизбытка кресел, вероятно, смогут и туристические компании, работающие с апартаментами, и индивидуальные туристы, сами бронирующие туры, – всем им понадобятся авиабилеты. По оценкам г-на Приголовкина, количество кресел, которые пассажиры забронировали самостоятельно, в прошлом году составляло около 20%, и эта тенденция будет только усиливаться.

Пока туроператоры готовы к любому развитию событий и ждут майских праздников, после которых ситуация станет более понятной.

Екатерина Сирина, RATA-news